Импортозамещение только на пользу: Россия решила вопрос с деталями для MC-21

_________________


В среду во время встречи с работниками атомной отрасли Президент России Владимир Путин прокомментировал прекращение поставок композитных материалов для российского самолета МС-21
 

«Вот вы занимаетесь работой в сфере оборонного комплекса. Но ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции партнеры наши прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство. На мировом рынке. С нарушением всех общепризнанных принципов и правил».

В интернете сразу радостно отметились комментаторы, возбуждённо обсуждая тему «промотали в России все полимеры». Только вот все их комментарии оказались мимо, проблема пластикового крыла для МС-21 давно разрешена. Сейчас Росавиация приступает к сертификации МС-21 с применением российских полимерных композиционных материалов в основных элементах планера самолета.

История эта – почти двухлетней давности, когда в январе 2019 пришла новость о прекращении поставок композитов из Америки и Японии из-за американских санкций. Причиной этих санкций стала банальная недобросовестная конкуренция в борьбе за рынки со стороны западных авиапроизводителей. Те не захотели видеть самолёт, который занял бы ту же нишу, что (не упавший ещё к тому времени) американский Boeing-737 MAX, да и европейский Airbus A320.

МС-21 предназначен для самой большой рыночной ниши среднемагистральных лайнеров. Этот авиалайнер – более продвинутый и превосходящий конкурентов в своём классе по многим параметрам. И это первый в мире узкофюзеляжный самолёт с удлинённым и композитным крылом. Отказ от композитов, которые позволяют сделать крыло и лайнер легче, а значит, экономичнее и дешевле, лишил бы новый самолёт многих его преимуществ.

Импортозамещение только на пользу: Россия решила вопрос с деталями для MC-21
Импортозамещение только на пользу: Россия решила вопрос с деталями для MC-21

Однако ожидания тех, кто вводил санкции, вряд ли оправдались. Теперь производители, занимающиеся композиционными материалами в России, говорят, что ситуация поменялась, что если раньше их привлекали на случайные работы, то сейчас они загружены работой полностью.

Да, в результате перехода на российские отечественные композиционные материалы сроки запуска авиалайнера в серию пришлось сместить на 2021 г. В стране ускорили разработку собственных композитных технологий и построили производства. Вышло, что до всей этой истории композиты для авиации делали всего две страны в мире, американцы – эпоксидный клей, а японцы – углеводородные нити. В результате появилась третья страна – Россия, причём, она владеет ВСЕЙ компетенцией, в отличие от западных стран.

Даже больше получилось — после испытаний нового крыла в ЦАГИ оказалось, что оно прочнее и легче западного. Теперь конструкторы задумались над тем, чтобы слепить его тоньше.

Будущее, да и настоящее авиации — за композитами. Дюралюминий останется (да и то не ясно, надолго ли?) только в военной авиации, а гражданские самолеты будут, извините, пластмассовыми. И в этой ситуации не освоить собственное производство композитов – это преступление!

Почему в России не сделали этого раньше? Потому что весь современный мир работает на законах кооперации. Где-то можно и самым наладить производство, построив завод, но выгоднее купить. Или дело в сроках — используют производимые сертифицированные компоненты и не тратят время, чтобы пройти этот нелёгкий путь самим. И у Boeing, и у Airbus, например, сотни иностранных поставщиков. Boeing-787 состоит на 70% из импортных комплектующих, получая 35 % из России, плюс получая титан для гражданских самолетов.

А вот с сайта Airbus:
 

«Russian engineers also performed more than half of all design work on the A330-200F» –

«Российские инженеры также выполнили более половины всех проектных работ по А330-200Ф».

А еще в России производятся комплектующие для двигателей Rolls-Royce, которые потом опять-таки ставятся на Airbus. И много еще чего…

Как говорится, «вы не можете быть специалистом во всём», но именно этого русские сейчас пытаются, причём, вполне благополучно, достичь. У МС-21 зависимость от иностранных поставщиков планируют сократить до 3%. Это вот как раз наглядный пример полного замещения. Найдите еще хоть один самолет похожего класса с такой степенью локализации производства.

И свою нишу новый авиалайнер точно займёт, даже если из принципа его будут игнорировать европейцы и американцы. У России свой рынок и не маленький, давно пора пересаживаться на свои новые самолёты. В год российские авиакомпании (все вместе) закупали 50-60 разных новых бортов. Класса МС-21 в этом количестве примерно 30-40 штук.

В заключение

Запад планировал разорвать экономику России в клочья своими санкциями. На Западе вещали, что «Россия – это колосс на глиняных ногах, стоит его подтолкнуть, и он развалится». Толкали, разрушали. И что?

Нечего обращать внимание на крики и санкции. Все, что делает Россия, для них всегда будет не верно, тем более, что это еще и бьет их в каком-то роде. Не надо бояться вводить контрсанкции против них. Но надо заниматься и развитием широкого спектра промышленности, чтобы зависимость от Запада была минимальной. Вот над чем надо работать.

И процесс идёт. В России запускают производство газовых турбин большой мощности. Siemens сразу забыл о санкциях, и внезапно предложил 100% локализацию, причем с передачей всех технологий, включая ключевые. Но теперь «поздно пить Боржоми».

Турбины для кораблей, двигатели для самолётов и вертолётов, некоторые виды трансформаторов, труб и т.д. до 2014 года выпускались на заводах, построенных СССР на Украине — теперь они производятся в России, как и многое другое.

Андрей Червонец

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 35).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА