Наследие короля Салмана: мечты Эр-Рияда о гегемонии потерпели крах

_________________




Ни одна из стратегий королевства на Ближнем Востоке не привела к победам, которых ожидали король и его сын, подчеркнула профессор Мадави ар-Рашид.

Королевство Салмана ибн Абдул Азиза стремилось стать региональным гегемоном в арабском мире. Эта мечта провалилась, поскольку примирительная дипломатия постепенно уступила место плохо спланированным военным авантюрам, интригам и игре мускулами в отношении соседних государств, считает приглашенный профессор Ближневосточного института Лондонской школы экономики Мадави ар-Рашид.

«Ни одна из политик королевства в регионе не привела к победам, которых ожидали король и его сын, а именно, к коронованию страны в качестве неоспоримого арбитра в арабских делах. За последние пять лет региональные пожары оказались более разрушительными, и их сложнее потушить, чем предполагалось. Имея меньше ресурсов, чтобы купить лояльность старых союзников, королевство Салмана изо всех сил старалось сохранить свое положение, даже среди своих самых верных арабских союзников», – пишет она в колонке для Middle East Eye.

Эксперт отмечает, что с тех пор, как в 1990 году разразилась война в Персидском заливе, Саудовская Аравия впервые столкнулась с ухудшением собственной безопасности: «Вызвано это просчетами короля относительно ожидаемого им быстрого разгрома исторических и новых врагов. Беспрецедентные расходы на вооружение оказались не только пустой тратой сокращающихся нефтяных доходов, но и конфузом, который обнажил хрупкость потенциала королевства в области безопасности. На отдаленные территории страны, нефтяные месторождения и крупные города падали ракеты и их атаковали беспилотники. Все это видели, но не имели возможности остановить унижение».


По мнению Мадави ар-Рашид, политика короля Салмана и его сына привела к усилению иранского влияния в регионе. «Вместо начала серьезных переговоров с Ираном, чтобы достичь modus vivendi и положить конец десятилетиям враждебности, руководство предпочло увековечить конфликт. Король избрал непрямую конфронтацию с Ираном не только в Йемене, но и в Ливане и Сирии. Под руководством Салмана иранское влияние скорее распространилось, чем уменьшилось, на старых арабских территориях, где оно уже было на подъеме, включая Ирак», – полагает эксперт.

Кроме того, Салман спровоцировал фрагментацию Совета сотрудничества стран Персидского залива, а также нажил новых врагов в лице Турции в связи с убийством журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. В других частях арабского региона Эр-Рияд стремился укрепить старые союзы с такими странами, как Бахрейн, Египет, Иордания и Марокко: «Но такие усилия не гарантировали безопасности. Государства отказались искренне поддерживать военные усилия Саудовской Аравии в Йемене и предпочли проводить независимую региональную политику».

Автор Middle East Eye подчеркнула, что региональная политика королевства Салмана провалилась и способствовала созданию вакуума в арабском мире. «Этот мир сейчас более фрагментирован и дезориентирован, чем когда-либо прежде. Эр-Рияд никогда не будет коронован как арабская столица, где принимаются важные решения и к которой другие арабские государства склонны проявлять почтение. Он стоит особняком, пытаясь возглавить регион, охваченный беспорядками. Королевство никогда не переживало такого резкого падения своего влияния в арабском мире, как под руководством Салмана. Его королевство теперь считается хищной державой, которая борется за укрепление своего авторитета и репутации, имея больше врагов, чем друзей», – резюмировала профессор Ближневосточного института Лондонской школы экономики.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (всего голосов: 14).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА