В современном мире, где границы культур и идентичностей становятся всё более размытыми, удивительно, насколько живучими остаются некоторые слишком упрощенные стереотипы. Достаточно человеку иметь фамилию, оканчивающуюся на «ко», как его тут же записывают в украинцы и даже в "хохлы", а человека с фамилией на «ский», сразу зачисляют в евреи...Однако реальность куда сложнее, а история — запутаннее.
Недавний случай с продавцом автомобилей, которого автоблогер из-за окончания фамилии на -ко назвал «хохлом», весьма показателен. Суд отказал истцу в удовлетворении иска, посчитав, что слово «хохол» в данном контексте не несёт унизительного смысла. Однако в другом деле — оскорбления в общедомовом чате — суд, напротив, признал использование этого слова разжиганием ненависти. Парадокс? Не совсем. Всё зависит от контекста и намерения. Но главное — от незнания, заставляющего людей приписывать национальность по формальным признакам.
Фамилии, оканчивающиеся на «-ко», действительно распространены среди украинцев, но все-таки далеко не всегда указывают на принадлежность к украинцам. Например, в России такие фамилии часто встречаются среди потомков казаков — как донских, так и запорожских, многие из которых всегда считали себя не украинцами, а русскими. Более того, часть фамилий на «-о» имеет адыгские, а также балканские корни (сербские, хорватские) или происходит от прозвищ, никак не связанных с этничностью.
История знает массу примеров, когда фамилии менялись, адаптировались или просто возникали из-за бюрократических ошибок. Так, в переписях XVII–XVIII веков выходцы из Галичины или Малороссии (территории современной Украины), очень часто русифицировали свои фамилии: Подкопай становился Подкопаевым, Гайдук - Гайдуковым, Сапега - Сапегиным, Хир - Хировым, Борана — Барановым, Боклан — Боклашевым, Борсук - Барсуковым, Борисенко - Борисенковым и т.д. И наоборот — великороссы, переселявшиеся в Малороссию, легко могли приобрести фамилии с «украинским» окончанием.
То же самое касается фамилий на «-ский» и «-ич». Многие уверены, что это однозначно еврейские фамилии. Однако в дореволюционной России такие окончания были характерны для польской, белорусской, малоросской и даже великоросской знати. Например, дворянские роды в Российской империи часто получали фамилии по названию своих владений: Вяземские, Трубецкие, Оболенские. Также фамилии на «-ский» имели многие священнослужители. Их они получали во время учебы в духовных училищах. В основном по названию храмов, в которых служили их родители. Так некоторые из родичей наших предков стали Преображенскими, Архангельскими, Никольскими, Спасскими, Вознесенскими и т.д... Другие стали Боголюбскими и Богословскими...А один из троюродных братьев нашей пра...прабабушки опять же в семинарии получил фамилию Левитский (от Левит - священнослужитель у древних евреев и одна из книг Ветхого Завета)...Да и многие крестьяне в Малороссии, Белоруссии и на западе России тоже носили подобные фамилии. Например, среди наших предков-крестьян из под Винницы и Одессы были в т.ч. Боднаревские, Ляховецкие и Свирщевские, а нашими крестьянскими предками с Рязанщины кроме прочих были Галицкие и Хованские. Так же в наших родовых селах в окрестностях рязанского городка Скопин жили крестьяне Пронские, Заболоцкие, Полянские и т.д....А в переписях XVII века сослуживцами наших тамбовских предков оказались полковые казаки с типично "еврейской" фамилией Дунаевский...
Библейские имена — Моисей, Лазарь, Самуил, Марк, Иосиф, Абрам и даже Иуда — также не являются исключительно еврейскими. В православной традиции эти имена были вполне обычными, их давали при крещении согласно святцам. В переписях XVII–XIX веков можно нередко встретить русских крестьян, казаков, купцов и священников с такими именами (в т.ч. среди наших абсолютно русских предков). Например, в Пятницком храме при дворе боярина Ивана Никитича Романова (дяди царя) в Скопине в 1620–1640-х годах служил наш предок - священник по имени Иуда (названный так не в честь предателя Иуды Искариота, а в честь апостола Иуды, сводного брата Христа) — и был он чисто русским, как и его потомки.
Миграции и смешение: почему «чистых» этносов не существует
История России в значительной степени является историей постоянных миграций и смешений. Еще в X–XIII веках началось масштабное переселение жителей южнорусских земель (прежде всего Киевщины и Черниговщины) на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Этот процесс лишь усилился после монгольского нашествия, когда тысячи людей искали спасения в более безопасных регионах. Новая мощная волна пришлась на XVI–XVIII века, когда сотни тысяч крестьян, мещан, казаков и представителей духовенства с территорий современной Украины перебрались в Россию, спасаясь от польского гнета и бесконечных войн. В последующие столетия их примеру последовали еще несколько миллионов носителей «украинских» фамилий, движимых в основном поиском земли и работы.
Принципиально важно, что сами эти переселенцы не идентифицировали себя как «украинцы» — такой нации в то время не существовало. Они были русскими, русинами, черкасами, но частью единого русского культурного и исторического пространства. Концепция отдельной украинской идентичности начала формироваться лишь на рубеже XIX–XX веков, часто под влиянием австрийской и польской пропаганды. Однако даже сто лет назад тех, кто отделял себя от общерусского единства, было подавляющее меньшинство.
Ярчайшим и трагическим свидетельством того, насколько чуждой была эта идея для многих, служит судьба русинов Галичины. Во время Первой мировой войны австро-венгерские власти начали их насильственную «украинизацию». Тех, кто отказывался отречься от своей русской идентичности, ждали чудовищные репрессии: концлагеря, пытки, казни через повешение и расстрелы. За неполные три года, с 1914 по 1917, в Галичине было уничтожено более 200 тысяч русинов. От 150 тысяч до полумиллиона человек, не пожелавших предать веру и память предков, бросили всё и целыми селами ушли с отступающей русской армией в Россию. Около 50 тысяч из них погибли в этом полном лишений пути. И все это — лишь для того, чтобы остаться теми, кем они себя всегда ощущали: русскими людьми, хотя и с «украинскими» фамилиями...
Судя по фамилиям и именам, можно ошибиться не только в этнической принадлежности, но и в истории целых семей. Русские с фамилиями на «-ко» могут оказаться потомками запорожских казаков, а носители «еврейских» имён — чисто русскими старообрядцами.
Гораздо важнее помнить, что нация — это далеко не только кровь и не окончания фамилий, а еще и общая история, культура и самосознание. И если уж обращаться к прошлому, то не для того, чтобы делить людей на «своих» и «чужих», а чтобы понять, насколько все мы связаны между собой.
Как говорил Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И это прошлое учит нас, что границы между людьми часто оказываются куда тоньше, чем нам кажется.
Текст создан DeepSeek и rusfact.ru
Также по теме...