Самая страшная ловушка ВОВ: чем опасен котёл?

_________________



Как истребить противника? Окружить, отрезав от основных сил и снабжения. Так было с советскими войсками под Киевом и Вязьмой, с немецкими под Сталинградом, Минском и Демянском. Как загнать неприятеля в ловушку и что делать, если ты сам в неё попал, — сейчас расскажем.
 

Изготовление «утвари»

Во времена Первой мировой стороны тоже пытались друг друга окружать, но не достигали таких успехов, как во Вторую мировую.

Причина проста: именно ко Второй мировой успела родиться и наладиться концепция использования манёвренных соединений. До этого они существовали только в виде кавалерии — чрезвычайно уязвимой под огнём артиллерии и стрелкового оружия.

Прикрытые бронёй танки и несущие пехоту бронетранспортёры этого недостатка лишены.

При правильной организации управления, с налаженной связью с авиацией, эти подвижные соединения бросаются в бреши, пробитые во вражеской обороне. И дальше действуют в отрыве от основных сил, окружая противника и формируя «стенки» котла.

Подвижные бронечасти, имеющие свою моторизованную пехоту, достаточно крупны и сосредоточены, чтобы сделать эти «стенки» прочными, они могут отбивать атаки местных сил противника. А ударить вовремя всеми силами и разорвать кольцо неприятель не сможет — обычные, «неподвижные» дивизии слишком медленно двигаются и реагировать на меняющуюся обстановку манёвренной войны не могут.

Как в них варить

И вот, когда ваши мобильные соединения сформировали достаточно «толстые» стенки «котла», намеченные к окружению части противника отрезаны от своих.

Ну отрезаны и отрезаны. Дальше-то что? Люди там сами собой закончатся?

Отчасти да. Хотя бы потому, что неприятелю перестают подвозиться — по крайней мере в крупных количествах — боеприпасы, провизия и медикаменты. Эвакуировать тяжелораненых в тыл становится сложнее. Люди хилеют от скудного питания, стрелять им нечем.

Поэтому, «поварившись» в «котле» достаточное время, противник становится совсем слабым и практически переходит в режим «голыми руками брать можно».

К тому же пока котёл ещё только формируется, танки и мотострелки крушат тыловую инфраструктуру, и в бой приходится вступать массе людей, которые вообще не умеют бегать в атаку с винтовкой в руках и психологически к этому не готовы. Солдаты пехотных рот, артиллерийских батарей или танкисты — это в сумме, может, половина армии.

Остальные — связисты, стройбатовцы, штабники, грузчики на складах, полицейские, водители… Только что ты крутил баранку — и вдруг на тебя выскакивает танк. То, что это был неправильный танк с нехваткой миллиметров во лбу и недостаточно толстой пушкой, расскажут диванные стратеги через полвека, а жить хочется прямо сейчас.

Именно отсюда толпы пленных в окружённых армиях: дело не в том, что кому-то резко расхотелось воевать за Родину (фюрера/королеву/Богоматерь и яблочный пирог), а в том, что тыловики не имеют ни оружия, ни боеприпасов, ни навыков, ни психологической подготовки в таком объёме, чтобы отбить серьёзную атаку.

Впрочем, если дорого время или вы боитесь, что противник успеет организовать деблокирующую операцию, можно ускорить процесс: нанести несколько ударов и разделить один большой «котёл» на несколько — поменьше. Так попавшие в них «сварятся» быстрее.

В любом случае с момента окружения потери — ваши и противника — будут несопоставимы. Тот, кого «варят», будет нести их в разы больше.

Как не стать съеденным

Чтобы не нести эти потери, у окруженцев были кое-какие варианты.

Во-первых, те, у кого имелась сильная транспортная авиация, могли снабжать своих по воздуху — так, чтоб они не теряли силы, а держались крепко. Если котёл достаточно небольшой, чтобы авиация осилила его снабжение, это вполне прокатывает. Так, например, было у немцев под Демянском в феврале–апреле 1942 года.

Во-вторых, всегда можно собрать все силы в кулак, оставить то, что не может быстро двигаться, и прорваться, ударив всем скопом в одно место. Например, таким образом немцы удрали из котла под Каменец-Подольским весной 1944‑го.

Но это дорого — как минимум лишитесь артиллерии и обозов и понесёте серьёзные потери при прорыве.

Есть, в конце концов, вариант отчаяния — отступить к какому-то опорному пункту, занять круговую оборону и дорого продавать жизнь. Иной раз это позволяет дать серьёзный бой и по крайней мере заставить убивать себя долго и с тяжёлыми потерями. Могилёв в 41-м, немецкие «фестунги» в 45-м…

Но лучший рецепт — не давать себя в этот котёл поймать. Для этого надо иметь манёвренные соединения для контрударов и умело их применять. Только такими силами можно отбиться от грамотного неприятеля, загоняющего в окружение. Это и определяло исключительную боевую ценность подвижных подразделений в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Тимур Шерзад

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА