Как сообщило российское военно-промышленное издание БМПД, одним из главных событий южнокорейской военно- технической выставки ADEX-2019 cтала демонстрация полноразмерного макета перспективного южнокорейского истребителя KF-X, создаваемого при головной роли авиастроительной корпорации Korean Aerospace Industries (KAI) и относимого самими южнокорейцами к поколению «4++».
Опытный образец истребителя KF-X будет выкачен уже в первой половине 2021 года и совершит первый полет в 2022 году. Начало серийного производства планируется на 2026 год. При этом, 65% компонентов и узлов KF-X первых серий Block 0 и 1 должны производиться в Южной Корее, затем степень локализации должна постоянно повышаться.
Между тем, Южная Корея — одна из немногих стран мира, на которую американский военно-промышленный комплекс всегда смотрел с уверенным оптимизмом. Страна числится в ближайших союзниках США, причем отнюдь не бедных. И которая регулярно приобретает у Америки большие партии дорогостоящих вооружений. В частности, Южная Корея сыграла важную роль в начальном успехе программы американского «суперистребителя» F-35. Правительство этой страны заключило в 2014 г. первый контракт на приобретение 40 истребителей этого типа. А на днях объявило о планах добавить к ним еще двадцать.
Один из первых полученных ВВС Южной Кореи истребителей Lockheed Martin F-35A Lightning II (южнокорейский бортовой номер 19-008, номер ВВС США 17-5315, серийный номер AW-08) во время первой публичной демонстрации самолетов этого типа на мероприятиях в честь 71-летия ВВС Южной Кореи на авиабазе Тэгу, 01.10.2019
Однако, похоже, что поводов для оптимизма в отношении Южной Кореи у янки скоро станет значительно меньше. И наиболее вероятная причина тому – явная усталость южнокорейцев от непомерных ценовых накруток на товары заокеанского военпрома.
Так, например, тот же F-35А США поставляют Сеулу по 165 млн. долларов за штуку. В то время, как американским ВВС он обходится всего в 90 млн. Американские фирмы, участвующие в программе F-35, вынуждены снижать внутренние цены под сильнейшим давлением администрации Трампа. Но всю «упущенную прибыль» они стараются компенсировать за счет роста цен на экспортную продукцию. Прежде всего, для таких стран, как Южная Корея. Которую в США традиционно считают своим безропотным вассалом. Еще одним представителем этого семейства бессловесных «терпил» является Польша, которой Вашингтон недавно также предложил раскошелиться на покупку F-35 по той же баснословной цене, чем, кстати, поверг поляков в сильнейшую панику.
Похоже, однако, что эти времена, во всяком случае для Южной Кореи, уже в прошлом. И решение Сеула строить собственный истребитель поколения «четыре с двумя плюсами», что делает его практически неотличимым от поколения условно именуемого «пятым», прямое тому доказательство.
В перспективе это прямой удар по американской программе F-35 в целом. И не только потому, что Сеул будет ограничивать закупки американской авиатехники, по мере поступления собственной. Южная Корея, кроме того, еще и крупнейший мировой экспортер, успешно конкурирующий с мировыми технологическими «грандами». Который, к тому же, активно наращивает свое продвижение на мировом рынке вооружений. И если эта страна выйдет на данный рынок со своим истребителем-«стелс», который наверняка будет намного дешевле неподъемно дорогих американских «пепелацев», то это вполне может даже переломить хребет авиапрому США. Во всяком случае, целый ряд не самых платежеспособных клиентов американского ВПК, могут переориентироваться на куда более доступную и, при этом, технически не менее совершенную южнокорейскую продукцию.
И это помимо нарастающей конкуренции на рынке истребителей будущего со стороны России, помимо начала разработки собственного «стелса» крупнейшими евронатовскими странами – Францией и Германией. Не говоря уже об Индии и Турции и Японии. Очевидно, что если все эти страны, прежде традиционные покупатели продукции американской «оборонки», будут делать основную ставку на продукцию собственного авиапрома, то США грозит потеря этих рынков, критически важных для их военно-промышленного комплекса.
Турецкий авиапром представил полноразмерный макет стелс-истребителя TF-X, создание которого ведётся в интересах отечественных ВВС
А с учетом того, что ВПК США играет роль станового хребта реального сектора современной американской экономики. последствия для финансового и социального благополучия этой страны, которые уже и сегодня оставляют желать много лучшего, могут оказаться просто фатальными.
Юрий Селиванов, специально для News Front