Николай Резанов: его сердце принадлежало России

_______________

 


260 лет назад родился русский дипломат, путешественник и предприниматель Николай Резанов

Большинству людей имя Николая Петровича Резанова знакомо в связи с его романтическими отношениями с испанской красавицей Консепсьон Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. Эту историю любви обессмертила поэма Андрея Вознесенского «Авось» и поставленная на ее основе рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» композитора Алексея Рыбникова.

Но в то же время Резанов знаменит не только любовью к юной Консепсьон, Николай Петрович стоял у истоков Российско-американской компании, являлся одним из руководителей первого русского кругосветного плавания, и был первым официальным послом России в Японии.

Он родился 28 марта (8 апреля) 1764 года в Петербурге в дворянской семье. Получил отличное домашнее образование – знал пять европейских языков. Проходил военную службу в артиллерии и в Измайловском лейб-гвардии полку. По неизвестной причине из столицы переехал в Псков, где в Палате гражданского суда исполнял должность коллежского асессора.

Через пять лет Резанова вновь вызвали Петербург, руководство канцелярией кабинет-секретаря Екатерины II Гавриила Державина открывало двери кабинетов многих высокопоставленных чиновников, эта должность позволила ему обзавестись нужными знакомствами.

Влиятельным фаворитом императрицы графом Платоном Зубовым он был отправлен в Иркутск – инспектировать деятельность богатейшего купца и промышленника Григория Шелихова. Красавец из столицы с прекрасными манерами быстро пленил сердце дочери Шелихова Анны, и отец отдал за Николая дочь.

Брак был выгоден обоим – Шелихов укреплил свое положение, а Резанов вошел в дела компании, а после скоропостижной кончины тестя унаследовал часть его капитала.

В этом браке супруги прожили восемь лет, Анна родила сына Петра и дочь Ольгу. Последние роды были тяжелыми и спустя несколько дней жена Николая Петровича скончалась. Годы, прожитые с Анной Григорьевной, по словам Резанова, были лучшими в его жизни.

Еще при жизни тестя и жены он увлекся идеей русского освоения Северной Америки, и стал одним из учредителей Российско-Американской компании и ее главой – в Петербурге оценили проект Резанова, пайщиками компании стали даже представители императорской фамилии.

Более того, император Александр I привлечет Николая Петровича к решению государственных задач – назначил послом в Японию, в то время страну крайне закрытую для общения с иностранными державами. Дипломатическую миссию Резанов совместил с первым русским кругосветным путешествием (1803-1806), до Японии он будет добираться с Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским.

В кругосветке он провел часть пути, пройдя ее только до Японии, далее нужно было приступать к обязанностям посла. Резанов провел на острове Дэдзима, который был своего рода зоной дипломатического карантина, свыше полугода, но японский император не захотел менять политику изоляционизма, дипломатических и торговых отношений со страной Восходящего солнца установить тогда не удалось.

Забрав посланника, «Надежда» в течение трех месяцев исследовала малоизученное европейцами Японское море. После чего Резанов направился в русские поселения Северной Америке.

Состояние русской колонии было весьма плачевно – не хватало самых необходимых продуктов, поселенцы просто умирали с голоду. Резанов сразу же взялся за исправление ситуации, купил у заезжего коммерсанта корабль «Юнона» вместе с провизией, а сам в Калифорнию, налаживать торговые отношения с испанцами, которые прочно обосновались на западном побережье Америки.

Здесь вновь проявились управленческие и дипломатические таланты Резанова. Он совершенно точно отмечал, что если бы русское правительство «следовало прозорливым видам Петра Великого… то утвердительно сказать можно, что Новая Калифорния никогда б не была Гишпанскою принадлежностью».

Николай Болховитинов, академик РАН, называл Резанова настоящим строителем империи, «одним из последних, кто пытался осуществить свою программу в этом регионе на практике».



Резанову удалось наладить контакты с испанцами и тем самым, спасти русских колонистов от голодной смерти. Испанцы, хоть и являлась союзниками французов (у России и Франции был сложный период отношений), оказались куда сговорчивей японцев. Резанову очаровал дочь коменданта Сан-Франциско Консепсьон Аргуэльо. Она полюбила русского дипломата, была готова выйти за него замуж и переехать в Россию.

Сам граф, по всей видимости, сделал предложение исходя из пользы… Отечества. Он очень сожалел, что не может ответить ей взаимностью: «…плачу, что нет ей места в сердце моем».

Межконфессиональные браки в то время были невозможны, вероятнее всего, католичке Консепсьон нужно было перейти в православие. В любом случае, для решения этого вопроса требовались санкции со стороны римского престола и Святейшего Синода.

Николаю Петровичу необходимо было утрясти дела в Петербурге, после чего он планировал вернуться в Калифорнии за невестой. Но этому не суждено было сбыться, уже в России, во время «многотрудного пути верховою ездою» в марте 1807 года он умер.

Всю жизнь Консепсьон посвятила благотворительности и обучению индейцев. Замуж она не вышла, а в конце жизни удалилась в монастырь.

История любви испанской девушки к русскому командору стала темой для творчества писателей, поэтов, композиторов и художников.

Неожиданная смерть Резанова лишили девушку жениха, а Россию – грамотного и деятельного управленца, высказывается даже предположение, что судьба русских поселений в Калифорнии могла быть иной.


Кирилл Брагин

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 84).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА