Чисто немецкий грабеж России

_________________


Все 750 картин, спасенные советскими людьми от неминуемой гибели, были возвращены Дрездену. На фото: Пильниц. Май 1945 года. Здесь велись реставрационные работы. Советские искусствоведы возле картины Корреджо «Мадонна со св. Франциском» (Фото: ТАСС)


Германия требует от Москвы свое, но не хочет отдавать чужое

 
Все 750 картин, спасенные советскими людьми от неминуемой гибели, были возвращены Дрездену. На фото: Пильниц. Май 1945 года. Здесь велись реставрационные работы. Советские искусствоведы возле картины Корреджо «Мадонна со св. Франциском» (Фото: ТАСС)

В последнее время из Германии все настойчивее звучат призывы, адресованные России — вернуть культурные ценности, вывезенные Советским Союзом из поверженного Третьего рейха. Однако при этом власти ФРГ ни словом не упоминают о колоссальном уроне, который понес СССР во время вторжения Вермахта. Для начала — несколько более чем красноречивых цифр: в результате действий оккупантов было разрушено 427 советских музеев, 4000 библиотек и памятников культуры, в частности, бесценный дворец в Петергофе. Общий ущерб — 1 177 291 единиц хранения.

Стоит отметить, что Германия, даже спустя 75 лет после окончания Второй мировой войны не предоставила сведений о местонахождении культурных ценностей, вывезенных из нашей страны.

Главные «ценители искусства»

Грабеж был поставлен властями Третьего рейха на широкую государственную ногу. И это, несмотря на то, что Германия еще в 1907 году подписала конвенцию «О законах и обычаях сухопутной войны», воспрещающую преднамеренный захват, истребление или повреждение исторических памятников, художественных и научных произведений. Однако нацисты, презрев все законы и правила, забирали все, что нравилось. Причем, они действовали без всякого стеснения не только на оккупированных Вермахтом территориях СССР, но и в других странах, попавших под пяту Гитлера.

 

Гитлеровцы планомерно и пунктуально готовились к массовым грабежам. Для этого было создано Sonderkommando Künsberg по имени его командира, майора Эберхарда фон Кюнсберга. К слову, он пропал без вести в апреле 1945 года. Интересно, правда? Не исключено, что этот тип ускользнул в неизвестном направлении, захватив с собой самое ценное из награбленного.

Упомянутое подразделение СС было создано по предложению министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа. Без сомнений, последний, коллекционер антиквариата и произведений искусства, собирался основательно поживиться на широких просторах нашей родины.

И — поживился. Как, впрочем, и другой «ценитель искусства» — рейхсмаршал Герман Геринг

Как действовали эсэсовские «искусствоведы», рассказал на допросе плененный в 1942 году под Моздоком оберштурмфюрер Норман Ферстер: «Задача батальона состояла в том, чтобы немедленно после падения крупных городов захватывать культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений, отбирать ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять все это в Германию. Так, из Царского Села батальон вывез имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. Даже китайские шелковые обои сняли со стен, а наборный пол вынесли в разобранном виде. Из дворца императора Александра были вывезены старинная мебель и богатая библиотека с 6−7 тысячами книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке».

Небольшая ремарка. Едва ли не самой большой утратой считается Янтарная комната, шедевр искусства XVIII века, созданный мастером Андреасом Шлютером и размещавшаяся в Екатерининском дворце Царского Села. В свое время это сокровище было подарено русскому императору Петру Первому.

После прихода фашистов, Янтарная комната была разобрана и отправлена в Кенигсберг. Во время штурма столицы Пруссии Советской армией в 1945 году, хранитель комнаты доктор Альфред Роде демонтировал ее, упаковал и… С тех пор местонахождение Янтарной комнаты неизвестно. Хотя ее ищут много десятилетий по всему миру…

«Жить для них это — грабить»

Ферстер также сообщил, что Sonderkommando Künsberg опустошили библиотеку Украинской Академии наук, где хранились редчайшие рукописи персидской, абиссинской, китайской письменности, русские и украинские летописи, экземпляры книг, созданных первопечатником Иваном Фёдоровым.

«Говорят, что воровство — последнее ремесло, — писал во время войны Илья Эренбург. — Но для немцев воровство — единственное ремесло. Работать для них это — гнить. Жить для них это — грабить». Так и было.

Подразделение Кюнсберга ограбило несколько киевских музеев: Украинского искусства, Русского искусства, Западного и восточного искусства и отправило в Германии многие раритеты. Среди них — картины, этюды и портреты, написанные Ильей Репиным, полотна других русских живописцев, скульптуры отечественных ваятелей.

Из оккупированного Харькова в Третий рейх отправились несколько тысяч ценных книг, сотни картин, в том числе полотна Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина. Была полностью опустошена музейная коллекция скульптур.

Гитлеровцы бесчинствовали везде, где появлялись. После их ухода в Петергофе от изумительной, неповторимой красоты остались лишь развалины. В Германию отправилась дворцовая мебель, созданная по эскизам знаменитого русского мастера Андрея Воронихина и других умельцев XVIII века и часть коллекции редчайшего фарфора XVIII века. Варвары сорвали со стен дворца барельефы, гобелены, стенные и потолочные плафоны. Опытные мародеры забрали с собой даже ручки и дверные украшения из бронзы и дерева.

Нацисты вели себя, как дикари в Клину, где осквернили дом великого композитора Петра Чайковского, оставили свой мерзкий след в Ясной Поляне, обители гения мировой литературы Льва Толстого. Список награбленного и уничтоженного фашистами во время Великой Отечественной войны не поддается описанию. Назову лишь адреса прочих бесчинств гуннов ХХ столетия: Смоленск, Тверь, Краснодар, Ростов-на-Дону, Симферополь, Одесса, Львов, Винница. Далее — везде, где появлялись вояки Гитлера.

Вернисаж мародеров

Россию опустошали не только «искусствоведы» Кюнстера. Присваивали и вывозили с оккупированных территорий культурные ценности и другие нацистские организации, к примеру, Оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg). В нем существовали так называемые зондерштабы, «работавшие» по определенной тематике: наука, древняя история, фольклористика, генеалогия, изобразительное искусство, музыка. Эти преступники орудовали не только не только в Советском Союзе, но и в других странах.

Кроме того, на оккупированной территории шныряли люди Геринга и Риббентропа, которые изымали ценности для своих шефов. Еще одна грабительская организация «Аненербе» («Наследие предков») занималась археологическими находками.

Следует напомнить, что в рядах Вермахта и СС были мародеры, которые действовали лично для себя, своих домов, поместий. Число их грабежей не поддается никакому подсчету, но наверняка оно огромно. Без сомнений, в иных германских домах до сих пор хранятся картины, скульптуры и прочие ценности, вывезенные их предками из России. Кое-что из награбленного порой всплывает на крупных аукционах.

В который уже раз приходиться констатировать: на территории Советского Союза действовала огромная банда зарубежных преступников, в которую входили воры, грабители, мародеры, убийцы. О последних вообще молчу. Страшно…

Характерно, что немцы не стеснялись демонстрировать награбленное на Востоке. В марте 1942 года в Берлине состоялся «вернисаж», на котором были представлены многочисленные культурные ценности, вывезенные из СССР. После выставки наиболее ценные предметы искусства забрали себе представители нацистской элиты, среди которых были те же Риббентроп и Геринг.

Где сейчас эти ценности, господа из Берлина, ответьте?!

Ущерб — 140 миллиардов

Власти Германии и раньше требовали возврата немецких культурных ценностей. Не секрет, что их оказалось в СССР, действительно, немало. «Сталин сформировал такой же штат специалистов, как и ведомство Розенберга в Германии, — рассказывал в свое время ныне покойный искусствовед Савва Ямщиков. — Эти люди — художники, искусствоведы, реставраторы — сверялись с каталогами и точно знали, что нужно брать, что действительно заслуживает внимания. Все ценности вывозились «под пломбу».

Обидно для немцев? Конечно. Но что они хотели, после того, как их жестокие и беспощадные предки натворили в России? Уместно привести красноречивый факт. Чтобы оценить ущерб, нанесенный культурному наследию СССР, была создана специальная комиссия. В нее вошли художник и реставратор Игорь Грабарь, архитектор Алексей Щусев, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, директор Эрмитажа Иосиф Орбели и другие специалисты. Так вот, согласно их подсчетам, убытки составили 140 (!) миллиардов золотых «царских», то есть, чеканки до 1913 года, рублей. Окончательная ли это цифра? Наверняка нет, потому что подсчитать ущерб от налета такой своры грабителей и мародеров просто невозможно.

Тем не менее, в свое время советские власти, вернули ГДР более полутора миллиона предметов искусства, в том числе 1200 картин и 16 тысяч рисунков из коллекции Дрезденской галереи. Кстати, многие ее экспонаты героически спасли в феврале 1945 солдаты и офицеры Советской армии. Об этом трагическом эпизоде Второй мировой войны повествует фильм «Пять дней, пять ночей» — совместное производство киностудий «Мосфильм» и «ДЕФА» (ГДР).

Следует напомнить, что жестокую, кровопролитную, но абсолютно бессмысленную бомбардировку Дрездена предприняла англо-американская авиация. Это был типичный акт устрашения — европейская Хиросима, только без атомных бомб.

«Доброта» президента

В 90-х годах прошлого столетия отношения ФРГ и России достигли своего пика, лидеры двух стран — Борис Ельцин и Гельмут Коль не только делами укрепляли отношения между двумя странами, но и стали чуть ли не друзьями — вместе парились в бане, пили водку. Германское правительство снабжало Россию изрядными кредитами, обещало поддержку в ЕС, а взамен немецкие бизнесмены без помех делали здесь свой выгодный Geschäft.

Однажды охваченный эйфорией и, возможно, не совсем трезвый президент России пообещал канцлеру ФРГ вернуть культурные ценности Германии. Была создана совместная комиссия, начались интенсивные двусторонние переговоры. Пошли разговоры, что вот-вот в Германию пойдут эшелоны с картинами, скульптурами и прочими раритетами.

Однако Государственная дума и Совет Федерации выступили против такой «доброты» президента. В 1998 году был принят Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно этому документу, они являются национальным достоянием страны.

Приведу еще одну цитату — вескую, убедительную. Эти слова произнес известный артист и режиссер, последний министр культуры СССР Николай Губенко. Сказано давно, почти полтора десятка лет назад, но по-прежнему актуально:

«Все вопросы реституции были решены сразу после войны Контрольным советом держав-победительниц. Согласно принятым документам, если был невозможен возврат того, что было разграблено, вывезено, уничтожено, то это должно быть возмещено равноценными предметами, в том числе и музейными ценностями. Напомню и статью 107-ю Устава ООН, где записано, что ни одна из сторон не вправе пересматривать итоги Второй мировой войны. Так что Германия не вправе, на мой взгляд, претендовать ни на что, даже на ту патефонную иголку, которую вывез с ее территории простой русский солдат…

 

Я думаю, что было бы великим счастьем и для немецкой, и для российской сторон предать забвению все претензии: то, что мы потеряли, ни в коей мере несравнимо с тем, что было компенсировано нам Германией.

Я бы вообще предложил немцам каждый свой день начинать с того, что всем — и молодежи особенно — смотреть хронику войны: разрушенный Сталинград, блокадный Ленинград, выжженный Петергоф, — а потом отправляться на работу и весь день думать над тем, как искупить свою вину перед Россией".

Трофеи как напоминание

В свое время известный искусствовед Ирина Антонова, находясь на посту директора Директор ГМИИ имени Пушкина, в интервью Deutschlandradio заявила, что Гаагская конвенция о защите культурных ценностей «не отвечает требованиям современного мира». По ее мнению, в нее необходимо внести следующую поправку: «За ущерб, причиненный культурному наследию другой нации, страна отвечает собственными сокровищами культуры».

Антонова призвала Германию смириться с тем, что принадлежавшие ей некогда культурные объекты теперь находятся во владении России и воспринимать трофеи как часть послевоенного устройства мира. По ее мнению, трофейное искусство служит напоминанием о том, чего можно лишиться, развязав войну.

…Что бы там ни говорили на Западе, Советский Союз в 1945 году отнесся к поверженной Германии и ее жителям весьма гуманно. Теперь представьте себе, что творили бы в Советском Союзе гитлеровцы, если бы им удалось поработить нашу страну...


 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА