На днях в Кабинете министров заявили о выделил 500 млн. грн. на переоборудование котельных с газа на альтернативные виды топлива. Как правило, когда говорят о таком переоборудовании, подразумевают не модные нынче биотопливо с пелетами, а уголь.
Тем более, что планы перевести большую часть отечественной энергетики на угольное топливо, рассматривались давно и были связаны с ростом цен на газ. А это значит, что сохранились соответствующие документы, расчеты и аналитические выкладки.
Часть этих бумаг можно отнести к исторической макулатуре. Так как, по нашим сведениям, они разрабатывались во время премьерства Юлии Тимошенко. План предусматривал перевод на уголь 86% котельных с целью сократить объемы потребления импортного газа до 7 млрд. куб. м в год.
Но тогда этот проект был признан неперспективным. Почему? Дело не только в загрязнении окружающей среды, как думают многие, а в банальном отсутствии средств. Так, из 70 с лишним тысяч котельных, которые есть на Украине, почти 50 тыс. используют только газ.
Это означает, что для перевода их с газа на уголь (а также на пелеты, дрова, бумагу, кизяки или мусор – в общем, на все, кроме газа) нужно… заменить котел. Ну, котел, допустим не жалко. Почти все – еще советские. Однако, поменять 50 тыс. котлов – это в среднем $2,5 млрд.
Впрочем, учитывая, что Россия выставляет нам штрафные санкции и больше этой суммы, можно было бы поднатужиться и выполнить поставленную задачу. Тем более, что во времена Януковича кредит на подобные нужды нам давали китайцы.
Т.е. деньги на переоборудование теоретически можно наскрести. Например, ввести еще один налог: помимо «налога на войну» сделать «налог на энергетическую независимость».
Но представим, что мы «прорвались» и переставили все 50 тыс. котлов на всех станциях. Осталось забросить в них уголек. По подсчетам того же времени, для нормальной работы промышленности и коммунального хозяйства на угольных ТЭС нужно добывать 75 млн. тонн энергетических углей (есть еще коксующие).
Для того, чтобы подать уголь в котел, нужно его измельчить, а часто и обогатить, так как загрузить на ТЭС уголь, в котором 30% пустой породы – это сразу же убить новокупленное оборудование.
Но такими объемами угля для ТЭС Украина не располагает. У нас весь объем добычи – максимум 75-79 млн. тонн в самые благоприятные времена, из них 24 млн. приходится на коксующие угли, которые для энергетики не подходят.
И вот ведь в чем парадокс – весь уголь, подходящий для ТЭС, добывают на Донбассе – в зоне военных действий.
По состоянию на начало этой недели из-за боев добыча была остановлена более чем на половине шахт Украины – на 58 из 115, часть шахт уже затоплены. Транспортировка, сами знаете, затруднена.
Неудивительно, что добыча и запасы угля резко падают. Выручает лишь то, что промышленность «лежит», а коммунальные предприятия работают в полсилы. Как говорится, нет худа без добра.
По данным статистики, на 1 июля 2014 года было в наличии 4,49 млн. тонн, что на 47,9% меньше чем в прошлом году. Объемы использования каменного угля в июле 2014-го сократились по сравнению с аналогичным месяцем 2013 года на 25,9% и составили 4,7 млн. тонн.
Добыча угля в июле рухнула на 21,6% по сравнению с июлем 2013 года – до 5,583 млн. тонн. В том числе коксующегося – на 36,7% до 1,182 млн. тонн, энергетического – на 16,2%, до 4,401 млн. тонн.
Короче, топить нечем. Выход, правда, есть – закупить уголь по импорту в Польше, Индонезии, ЮАР или Колумбии. Предложений много – вопрос в цене и отсутствии валюты.
Тем временем председатель Верховной Рады Александр Турчинов, заехав с визитом в город Палангу (Литовская Республика), порадовал европейских партнеров новым энергетическим проектом. Он сообщил, что российский газ мы закупать не намерены, трудности с добычей угля в прифронтовой зоне понимаем, поэтому пойдем своим путем. Фантасмагорическим.
По его словам, Украина планирует в ближайшее время начать строительство терминала сжиженного газа близ Одессы. Причем, как отметил Турчинов, использование новых технологических приемов строительства, в частности, плавучей платформы, которая будет перерабатывать сжиженный газ, позволит сделать это очень быстро. Буквально за несколько месяцев. И мы уже сможем получать 5 млрд. куб. сжиженного газа в год.
Тем более, что и место уже определено предыдущим антинародным правительством: участок площадь 13,5 га расположен на территории Сычавского сельского совета Коминтерновского района. Осталось еще понять, кто за это заплатит.
Судя по тому, что мега-планы были озвучены в Европе, подразумевается, что заплатить за них должны европейцы. Или хотя бы дать в долг через кредиты, например, ЕБРР.
Тогда не совсем понятно, куда пойдут 500 млн. грн., которые Кабмин выделил на альтернативную энергетику. С углем – проблемы, под терминал в Одессе не подходят. Министр Кабмина Остап Семерак намекнул, что речь идет о реконструкции электросетей, которые есть на Украине.
Распоряжение предусматривает постройку новых линий протяженностью более 200 км. Видимо, есть желание пустить на внутренние нужды ту электроэнергию, которую мы поставляем на экспорт (в 2013 году это было 116 млн. кВтч).
Но здесь возникнет своя проблема: недостаток электричества днем может сменяться избытком ночью. У вас еще не горела бытовая техника от перепадов напряжения? Тогда готовьтесь!
А пока власть ищет разумные пути решения энергетических проблем, бизнес нащупывает самые доступные с его точки зрения выходы. Так, пресс-служба Минагрополитики сообщила, что в этом сезоне 20 украинских сахарных заводов перейдут на альтернативные виды.
Десять предприятий будут использовать для работы мазут, еще четыре – каменный уголь. Также заводы будут применять в качестве топлива дровяные осколки, торфяную и угольную пыль, биогаз и сжиженный газ. А некоторые, небольшие, фабрики могут попытаться использовать и кизяки.
Кстати, именно на кизяки (то бишь сухие какашки) рекомендует переходить и глава Независимого профсоюза горняков (НПГУ) Михаил Волынец. «Мы должны, как после второй мировой войны, в сельской местности даже кизяки готовить, чтобы использовать их как альтернативное топливо и не мерзнуть», – посоветовал он.