Проблемный «Мистраль». Проблемный для Франции

_________________

Несмотря на смехотворность введенных Западом санкций, в Вашингтоне и Брюсселе все еще надеются хоть немного напакостить России. Так, Франция пригрозила расторгнуть договор о продаже двух УДК «Мистраль» российскому Военно-Морскому Флоту. Парижу нужно отдать должное: он наравне с Берлином и Римом до последнего не хотел конфронтации с Москвой, но, похоже, президенту США Бараку Обаме все-таки удалось убедить Франсуа Олланда присоединиться к антироссийскому блоку. При этом во Франции понимают: санкции окажутся неэффективны и только навредят политическому престижу и национальной экономике Пятой республики.
Сделка десятилетия


 

Соглашение о строительстве универсальных десантных кораблей класса «Мистраль» было подписано представителями России и Франции в июне 2011 года. Строительством вертолетоносцев занимается французская компания STX, чьи верфи располагаются в городе Сен-Назер, хотя сборка кормы осуществляется на российских предприятиях. Кроме того, довооружением кораблей тоже займется Россия. Для оснащения одного УДК понадобится минимум год – такие сроки заложены в планах Министерства обороны.

Один из УДК «Мистраль», получивший название «Владивосток», 5 марта уже покинул порт Сен-Назер и вышел на морские испытания. Второй корабль «Севастополь» почти достроен, его должны спустить на воду этим летом. Сейчас его корму достраивают на стапеле «А» Балтийского завода, после чего отбуксируют во Францию, где будет выполнена окончательная сборка вертолетоносца.

Россия планировала разместить оба судна в бухте Улисс во Владивостоке: 11 февраля была забита первая свая причала, предназначенного для обслуживания кораблей класса «Мистраль». Оба УДК приписаны к Тихоокеанскому флоту – временно. Офицеры этого флота проходят переподготовку в Петербурге для того, чтобы нести службу на иностранных вертолетоносцах.

При покупке «Мистралей» российских специалистов больше всего интересовала боевая информационно-управляющая система SENIT-9 – одна из последних зарубежных разработок. Но Франция обещала передать секреты этой технологии российским специалистам лишь при условии, что Москва закажет строительство еще двух кораблей. Известно, что шантаж не подействовал, и обе стороны остались при своем: Россия покупает только два вертолетоносца, а Франция сохраняет военную тайну.

«Мистраль» как оружие дипломатии

О том, что сделка по продаже УДК «Мистраль» может быть аннулирована, 17 марта предупредил Лоран Фабиус – глава министерства иностранных дел Франции. Интересна логика парижского чиновника: по его словам, такие меры Франция предпримет, если «на Украине произойдет дальнейшая эскалация конфликта». Как связан политический кризис в Киеве с введением санкций против России, Лоран Фабиус не уточнил.

Получается, если какой-нибудь «Правый сектор» где-нибудь во Львове или Ивано-Франковске в очередной раз совершит нападение на прокуратуру или СБУ, за это понесет ответственность Россия? Умозаключения французского чиновника совершенно оторваны от реальности: судьба контракта, заключенного между военными ведомствами двух влиятельных держав, полностью зависит от действий малолетних преступников.

Лоран Фабиус считает отказ от продажи «Мистралей» третьим этапом санкций, введенных против России. По оценкам руководителя МИД Франции, сейчас США и страны Европы находятся на втором этапе, и до третьего осталось совсем чуть-чуть.

Однако чиновник совершенно забыл о том, что покупка вертолетоносцев – исключительно политическое решение. В то время, когда сделка была заключена, отношения между Россией и Францией были довольно теплыми, и обе страны рассчитывали на продолжительное взаимовыгодное сотрудничество.

Еще накануне подписания договора в среде российских экспертов начались споры о том, стоит ли вообще покупать корабли: по мнению специалистов, российский флот во французских УДК не нуждается. Дело в том, что иностранные вертолетоносцы не приспособлены для вертолетов российского производства, которые при посадке на палубу увеличивают высоту судна. Корабль от этого становится менее устойчивым.

Также вертолетоносцы не приспособлены для хождения во льдах – а это обязательное условие для эксплуатации судов в северных широтах. Конструкция «Мистралей» такова, что они не смогут выйти в море даже при небольшом ледовом покрытии, что делает невозможным их использование в Балтийском море, на Тихом океане и даже в черноморском бассейне.

Более того, деньги, уплаченные французским кораблестроителям, можно было использовать для постройки современных кораблей аналогичного класса на верфях, расположенных в России. Это позволило бы не только укомплектовать военно-морские силы, но и стимулировать модернизацию отечественных предприятий. Инженеры гарантированно смогли бы сконструировать такие суда, которые в точности соответствовали бы техническим особенностям вертолетов российского производства.

При этом себестоимость постройки кораблей в России намного меньше, чем за рубежом. Почему «Мистрали» решили купить у Франции – отдельный вопрос военным чиновникам, ответственным за такое решение.

Но, несмотря на любые ошибки, Россия ничего не теряет из-за действий мсье Олланда. Франция теперь должна возместить ущерб российскому военному ведомству – да какой!

Как Франция сама себя наказала

Расторжение сделки купли-продажи такой техники, как вертолетоносец, станет для Франции серьезной проблемой. Париж столкнется с такими трудностями, как:

• возврат России суммы контракта – 1,2 миллиарда долларов при том, что 80% от этой суммы уже перечислены на французские счета;
• дополнительная выплата многомиллиардного штрафа за несоблюдение взятых на себя обязательств;
• большие сложности с поиском покупателей, готовых приобрести недостроенные корабли;
• потеря внешнеполитического престижа: вряд ли кто-то захочет связываться с той страной, которая не придерживается достигнутых договоренностей.

Россия имеет право подать иск в Женевский арбитражный суд. Несколько лет назад Москва сама попала в неприятную ситуацию, когда отказалась продавать Ирану партию новейших противоракетных комплексов стоимостью около 700 миллионов долларов. Тогда представители Исламской республики обратились к международному сообществу с требованием рассудить спор, и судебное разбирательство закончилось в пользу Ирана: Россия выплатила своему партнеру 4 миллиарда долларов.

Несложно себе представить, сколько миллиардов можно потребовать у Франции. Стоимость сделки между Москвой и Парижем почти в два раза выше, чем в случае с Ираном. Соответственно, и компенсационные выплаты будут на порядок больше.

На эти деньги Россия сможет построить несколько кораблей, способных конкурировать с «Мистралями» на равных, но при этом подходящих для эксплуатации в морях, омывающих ее берега.

Если же Франция заморозит предназначенные для компенсационных выплат средства, то подобные действия будут расценены как международное пиратство и нарушение базовых принципов сотрудничества между государствами. Париж потеряет лицо, и станет изгоем не только на востоке, но и в самой Европе. Потеря престижа станет невыносимым ударом по французской дипломатии: сейчас страна пытается укрепиться в Африке, и ей нужна кристально чистая репутация.

А Россия остается в выигрыше, независимо от того, будут ли введены санкции. Выбор прост: либо Военно-Морской Флот получает новенькие вертолетоносцы, либо Париж уплачивает огромный штраф.

Что касается причала для «Мистралей» во Владивостоке, то он не будет пустовать: даже если французские УДК Тихоокеанскому флоту не достанутся, в бухте Улисс все равно планируется дислоцировать соединение других кораблей.

Автор Артем Вит
Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 15).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА