В частности, правительство Белоруссии 14 марта приняло решение о введении анонсированных ранее «вынужденных мер» в ответ на недружественные действия Литвы, связанные с закрытием в 2024 году двух пограничных пунктов пропуска. Постановлением белорусского Совмина установлен запрет на импорт из Литвы некоторых товаров, включая продукты питания, строительные изделия и бытовую технику.
Кроме того, отдельным решением был введён запрет на перемещение через белорусско-литовскую границу ряда товаров, ввозимых для реализации на территории республики, независимо от страны их происхождения. В список вошли бывшие в употреблении одежда и запасные части к транспортным средствам, шины, алкогольная продукция и пр. Как позже отметили в белорусском МИДе, «с принятием последнего документа импортный товаропоток сможет поступать в Белоруссию только по альтернативным маршрутам в обход территории Литвы».
«Это негативно скажется на работе многочисленных литовских логистических операторов и приведет к ощутимой потере их доходов в связи с существенным сокращением товарооборота», – подчеркнули в ведомстве.
Одновременно белорусская сторона посоветовала литовскому бизнесу адресовать все претензии «собственным властям, которые принимают решения, идущие вразрез с национальными интересами». Более того, в МИД подчеркнули, что «в аналогичном ключе не останутся без ответа и шаги правительства Латвии в связи с введением в 2024 году импортного эмбарго в отношении ряда белорусских товаров продовольственной группы».
«Очевидна контрпродуктивность и бесперспективность любых санкционных мер, направленных против Белоруссии. Такие действия лишь усиливают самоизоляцию наших прибалтийских соседей, подрывают их и без того слабеющий экономический потенциал. Призываем Вильнюс и Ригу привнести в свою политику больше самостоятельности, взвешенности и ориентированности на истинные интересы собственного народа», – заявили в белорусском МИД.
Решение официального Минска вызвало бурную реакцию в Литве, где оказались крайне недовольны белорусскими санкциям, хотя и попытались это скрыть от широкой публики. Так, министр иностранных дел прибалтийской республики Габриэлюс Ландсбергис поспешил утешить местных производителей и торговлю, мол, «на самом деле эти объёмы из Литвы не очень велики для продукции, произведённой в Литве», а та часть местного бизнеса, которая экспортировала свою продукцию в Белоруссию, направит её в другие страны. Легко сказать! С учётом квотирования всей торговли внутри ЕС, какие это страны Ландсбергис решил не уточнять.
Кроме того, председатель комитета литовского Сейма по иностранным делам Жигимантас Павильёнис попытался запугать Минск, заявив, что его нынешнее решение повлияет на российский рынок, что станет проблемой для самой Белоруссии. Впрочем, подобные «страшилки» не имеют под собой никаких оснований и призваны убедить литовское общество в том, что Вильнюс контролирует ситуацию. В реальности же заявления литовских политиков свидетельствуют о том, что белорусские санкции стали для них неожиданными и довольно болезненными. Однако заставят ли они задуматься официальный Вильнюс?
Антон Полянич, «Одна Родина»