Во сколько обошёлся развод России и Европы во имя Америки

_________________




Источник фото: sve-images.forward-publishing.io


Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в ходе своей встречи с президентом США Джо Байденом поблагодарила США за помощь в преодолении европейской зависимости от российских энергоносителей. Темой визита стали переговоры о синхронизации американской и европейской программы развития чистой энергетики


Тему подрыва «Северных потоков» фон дер Ляйен в публичной плоскости не поднимала. Евробюрократии вполне известно, кто взорвал газопроводы и понятно, что версия о неуловимых внеправительственных украинских диверсантах создана лишь для отвода глаз от недосягаемых американских водолазов. Однако формат взаимоотношений между США и Евросоюзом не предполагает острой критики действий Вашингтона.

Для США Евросоюз является сателлитом, а не союзником. Союзнические отношения предполагают, что их участники являются субъектами, которые добровольно и рационально сотрудничают, но не отдают своему партнёру часть суверенитета, хотя и учитывают его интересы в своей политике. США, в отличие от России и Китая, на союзнические отношения в принципе не способны. Для Вашингтона все его партнёры являются сателлитами — объектами, которые обязаны жертвовать своими интересами во имя Америки. Жертв за минувший год Евросоюз принёс достаточно, и каждая ему обходилась во внушительную сумму.

Энергия и торговля

Главная жертва — отказ от российских энергоносителей — принесена не совсем добровольно, но за неё фон дер Ляйен поблагодарила Байдена вполне искренно. Во сколько обойдётся замена российских нефти и нефтепродуктам пока не совсем ясно, а вот отказ от газа уже подсчитан журналистами Reuters.

Расходы Евросоюза на борьбу с энергокризисом приближаются к 697 млрд евро (с учётом Британии — 800 млрд евро). Большая часть средств направлена на субсидирование розничных цен на топливо и электроэнергию. К убыткам Европы помимо 697 млрд евро, затраченных на субсидирование энергоносителей, стоит добавить замороженные Россией активы физических и юридических лиц, оцениваемых год назад в 300 млрд долларов. Предположим, что из них, с учётом тесных российско-европейских связей, на долю ЕС приходится 150 млрд долларов. Тогда европейские убытки возрастают до 847 млрд евро.

Прямые убытки России от санкций с начала СВО в денежном эквиваленте пока никто не оценил, но есть следующие цифры. Заморожены 36,4 млрд долларов найденных ЗВР ЦБ РФ из 258 млрд долларов общих резервов ЦБ, которые должны были подвергнуться заморозке, плюс 72,7 млрд долларов активов физических и юридических лиц из РФ в ЕС, а также 78 млрд долларов активов частных брокеров на Euroclear и Clearstream.

Плюс 20,56 млрд долларов от европейских ограничений потеряли российские несырьевые и неэнергетические экспортёры. Подсчитать убытки для сырьевых и энергетических отраслей по итогам 2022 года сложно: у ряда отраслей убытков нет так как при снижении физического производства/экспорта в денежном выражении заработать удалось больше. Самые яркие примеры — газ и удобрения.

Таким образом, примерные убытки России — 207 млрд долларов против 847 млрд евро убытков Евросоюза. Как видно, соотношение — 4 к 1 — явно не в пользу Евросоюза. Конечно, нужно учитывать, что это математика носит весьма условный характер. Убытки сторон продолжат возрастать и в текущем году, но куда меньшими темпами, чем в прошлом.

Во-первых, в ЕС будут сокращать объёмы субсидий, выделяемых населению и бизнесу — под них просто нет денег. В то же время Россия адаптируется к потолкам цен и эмбарго, перестроив свою торговлю. Например, по сравнению с периодом до 24 февраля Индия увеличила импорт российской нефти в 16 раз, а товарооборот двух стран за неполный финансовый год достиг рекордных 39,8 млрд долларов.

Во-вторых, торговля нефтью и нефтепродуктами между ЕС и Россией продолжится, но уйдёт в тень. Российскую нефть возят как минимум 200 танкеров «теневого» флота. Плюс африканские соседи Евросоюза закупают бензин и дизель из России и продают его Европе, разбавив другим топливом. Так, Марокко в январе купило в три раза больше российского дизеля, чем за весь прошлый год. Тунис в 2021 году почти не покупал российские нефтепродукты, но в январе 2023 года нарастил закупки до 2,8 млн баррелей. Аналогичные истории с Египтом, Ливией и Алжиром.

Итог первого года санкций недавно подвёл Eurostat. Доля России в европейском импорте угля сократилась по итогам 2022 года (по сравнению с 2021 годом) с 45% до 22%, по газу с 36% до 21%, удобрениям с 29% до 22%, чугуну и стали с 16% до 10%. Плюс по зерну доля России на европейском рынке упала с 20% до 6%. В целом доля России в импорте ЕС упала до 4,3% с 9,5% в период с февраля по декабрь 2022 года. За тот же период доля России в экспорте ЕС снизилась с 4% до 2%.

Но это сокращение далось Европе ценой переплат, а России ценой недополученной прибыли. Но Россия объём прибыли постепенно восстановит, тогда как ЕС продолжит переплачивать. Но переплата лишь малая проблема Евросоюза: дорогие энергоносители уже меняют структуру европейской экономики.

Промышленность и инвестиции

Одной из ограничительных мер, введённых Евросоюзом против России, стал запрет на инвестиции. Но проблема в том, что на те инвестиции, в которых нуждалась Россия как государство, бизнес не решался и до санкций.

России, например, нужны были полупроводники: России в 2009 году позволили купить оборудование с закрытой дрезденской фабрики AMD, а когда фабрику «Ангстрем-Т» запустили в 2016 году, то она сразу же оказалась под американскими санкциями. России нужны были блоки числового программного управления для станков, но ни один из иностранных производителей, включая японо-немецкий DMG-Mori, у которого был завод в Ульяновске, никогда не стал бы производить их в России. России нужны автокомпоненты — мосты, коробки передач, двигатели, системы ABS и ЕBS — и часть из них западные автогиганты не против были выпускать в России, но лишь в рамках специнвестконтрактов, дающих особые льготы от государства. Но теперь нет ни автокомпонентов, ни автогигантов из недружественных стран.

В общем, Запад не благодетель в части инвестиций, а критические технологии всегда нужно осваивать самостоятельно. ЕС своими санкциями, безусловно, покалечил ряд отраслей промышленности (особенно автопром и станкостроение), но не убил их, зато освободил место на рынке для российских компаний.

Парадоксально, но США создали такие условия, когда инвестиции в ЕС становятся зачастую бессмысленными. И сделали это так, что ограничения отыграть уже не выйдет.

Главной проблемой ЕС стали дорогие энергоносители — газ, нефть, электроэнергия, — что делает ряд отраслей экономики (производство удобрений и химии, стекла, цемента, чёрных и цветных металлов и даже тепличных овощей) неконкурентоспособными. Европейские энергоёмкие производства будут уходить в США и Китай, туда же потянутся автогиганты. США будут завлекать субсидиями в рамках своего Закона о снижении инфляции, а Китай манит своим колоссальным внутренним рынком.

Поэтому VW предупредил Берлин, что может вывести часть своих мощностей из Евросоюза, и уже отменил строительство одной из шести фабрик по производству аккумуляторов, отдав приоритет аналогичному проекту в США. Американская Tesla ещё прошлой осенью решила прекратить строительство аккумуляторного завода в ЕС — Вашингтон и ей предложил больше денег.

В борьбе с США, у которых дешёвый газ с бесконечными деньгами, и КНР с их бесчисленными миллионами потребителей, европейцы лишились главного конкурентного преимущества в виде доступных энергоносителей из Европы. США, втянув ЕС в санкционную войну с Россией и подорвав «Северные потоки», обнулили европейскую инвестиционную привлекательность. Но и это не конец.

Впереди антикитайские санкции

Американцы славятся своим прецедентным мышлением и то, что они сделали с российско-европейскими отношениями, они сделают и китайско-европейскими. Красную санкционную линию США для своих европейских сателлитов уже начертили: она проходит по поставкам китайского оружия России. И вне зависимости от того, будет оно поставлено или эти поставки придумают, США заставят Европу разорвать экономические связи с Китаем так же, как это было сделано и с Россией.

Санкции приведут к утрате европейскими компаниями доступа на китайский рынок, оставив их один на один с американским капиталом, который проигрывает весь мир, но сможет сохранить себе приличную сферу влияния.

В 2013-2016 гг. США и ЕС вели переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства — большой зоны свободной торговли между Северной Америкой и Европой. Но переговоры сорвались так как в Берлине и Париже решили, что США от создания ЗСТ выиграют и постепенно «раздавят» европейский бизнес. Теперь США пытаются добиться того же, но иными средствами: они ослабили Евросоюз санкционной войной и подрывом газопроводов, и постепенно «обезжирят» Европу своим законом о борьбе с инфляцией, вымывающим из Европы промышленность.

А так как у США нет союзников, а у Евросоюза субъектности, то эта дружба садиста с мазохистом приведёт Европу к множеству унижений и лишений, на фоне которых антироссийские санкции покажутся вполне умеренной платой за билет во взрослую и самостоятельную жизнь.

Иван Лизан, Ukraina.ru

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 15).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА