Австралийский экспорт омаров еще недавно составлял полмиллиарда долларов в год - и 94% шло именно в Китай. Но все изменилось несколько недель назад, когда Пекин ввел почти полный запрет на импорт омаров в рамках широкой политически мотивированной "теневой торговой войны".
"Это сильно повлияло на нас", - сказал AFP Феделе Камарда, рыбак в третьем поколении. - "Наши доходы значительно сократились."
Отношения между Канберрой и Пекином стремительно ухудшались большую часть этого года: сначала Австралия призвала расследовать происхождение Covid-19, потом запретила Huawei участвовать в создании национальной сети 5G, а Китай наносил ответные удары, в результате которых более десятка австралийских секторов попали под импортные пошлины. Особенно сильно пострадали ячменная и винодельческая промышленность: экспортеры могут потерять до 2-4 миллиардов долларов.
Пока австралийская экономика, в целом, держит удар. Экономика вернулась к росту в последнем квартале, выйдя из ковидной рецессии. Но отдельные компании вынуждены срочно искать новых клиентов и рынки, чтобы избежать сокращения рабочих мест или банкротства.
Некоторые фермеры сажают новые культуры или перенаправляют поставки на Ближний Восток. Виноделы сосредоточились на увеличении поставок в Японию. А индустрия омаров осваивает внутренний рынок.
Пока австралийское население реагирует с энтузиазмом. До пандемии цены на омаров составляли в среднем около 53 долларов США за килограмм, а на пиках в Западной Австралии превышали 80 долларов США за килограмм.
А в предрождественский будний день можно было купить всемирно известного скального омара прямо на набережной всего по 34 доллара за килограмм - 36-процентная уценка.
"Этого как раз достаточно, чтобы свести концы с концами", - говорит Камарда. - "Мы распродаем полностью весь улов почти каждый день".
Спрос по Австралии такой большой, что некоторым супермаркетам пришлось ограничить количество омаров в одни руки.
Но все признают, что продажи с борта - это краткосрочное решение. В долгосрочной перспективе австралийские рыбаки стремятся получать высокую цену на таких рынках, как Япония, США и Европа, а не полагаться на одного нестабильного политически мотивированного клиента.
"Китай был готов платить больше, и весь рынок был по существу перемещен туда", - сказал Кит Пирс, бывший президент местной Ассоциации профессиональных рыбаков. - "Но рынок должен быть диверсифицирован, чтобы не возникало таких проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня".