В декабре исполняется ровно год с момента встречи в Париже в «нормандском формате» (Россия, Германия, Франция, Украина). Были определённые надежды, связанные с новоизбранным (на тот момент) президентом Зеленским.
Довольно осторожные и, мягко говоря, сомнительные. Уже тогда было видно невооруженным взглядом, что шоумен откровенно боится национал-патриотов, которые вовсю рисовали ему «красные линии», а еще пуще иностранных агентов под названием «соросята», а от посольства США в частности и G7 в целом вообще приходит в ужас.
Да, а еще Петр Алексеевич взахлеб рассказывал про «зраду». Он тогда реально опасался посадки и поэтому был гиперактивным. Не то, что сейчас... Но, повторюсь, определенные надежды были, поскольку одним из центральных месседжей предвыборной программы Зеленского был «закончить войну». В Париже по итогам встречи никакого прорыва не произошло. Однако и назвать встречу полностью безрезультатной нельзя. Украина в очередной раз подтвердила, что только Минские соглашения являются основой мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Особый статус для отдельных регионов Луганской и Донецкой областей тоже был признан в качестве необходимого шага для подобного урегулирования. Как и имплементация формулы Штайнмайера в законодательство Украины. Что, кстати, тут же было расценено порохоботами как «зрада» и «пересечение красной линии». Это основные, базовые договоренности в «нормандском» формате, подтвержденные новым президентом Украины.
Что было сделано за год? Итоги очень короткие, поэтому можно перечислить буквально по пунктам. Первое: в конце декабря произошел обмен пленными между Киевом и ДНР/ЛНР. Зеленский использовал это для собственного пиара, что, впрочем, не вызвало особого удивления – хотя за период 2014-2019 это был не самый массовый обмен. Второе: после довольно эмоционального выяснения отношений с «ветеранами АТО» на тему «а кому здесь 42 года и кто не лох?» началось разведение вооруженных сил в оговоренных точках. Третье: установилось шаткое равновесие в зоне «проведения спецоперации», которое Офис президента до сих пор называет «главным достижением Зеленского». Типа режим прекращения огня. Вот и все. Это можно назвать условным позитивом.
А дальше начались циничные игры Офиса президента во главе с Андреем Ермаком в «агрессивный мир». Ермак был назначен «главным переговорщиком» Зеленского по вопросам «войны и мира». Он одно время рекламировал в подконтрольных офису «телеграм-каналах» некую «историческую связку Ермак–Козак» (Дмитрий Козак – заместитель руководителя администрации президента РФ, сменивший Суркова на «украинском направлении»). Типа у нас с ним все схвачено, и теперь мы «все порешаем».
Близость местных выборов, на которых партия «Слуга народа» собиралась «конвертировать» политический рейтинг Зеленского в региональные мандаты, делала «мирный кейс» очень важным. Поэтому сначала Офис президента некоторое время проводил имитацию «позитивных подвижек» в процессе мирного урегулирования. Однако все они оказывались обычным словоблудием, слегка прикрытым формулировками о «дипломатическом пути решения конфликта». Рассмотрим основные псевдо-треки Офиса президента и лично Зеленского по «выполнению «нормандских соглашений».
«Перезагрузка» ТКГ. Глава офиса Ермак затеял кадровые перестановки в украинском представительстве в Трехсторонней контактной группе. Типа «ах, мы повысим уровень представительства, что повысит эффективность работы». Повысили. Включили в состав украинской делегации Алексея Резникова – министра по делам временно оккупированных территорий, Галину Третьякову – председателя комитета Рады по вопросам социальной политики и защите прав «ветеранов АТО» и Александра Мережко – главу парламентского комитета по вопросам внешней политики. Просто «отборные кадры» усилили делегацию Украины. Галина Третьякова прославилась своими расистскими заявлениями по поводу «некачественных детей, родители которых не могут рассчитывать на поддержку государства», Резников оказался двинутым на всю голову. Женился на молоденькой телеведущей на административной границе с Крымом, что, по его логике, должно символизировать «освобождение полуострова от тотальной российской оккупации». Мережко – вообще открытый «путиновед». Он с 2014 года предсказывал падение «режима Путина» в результате американских санкций и «дворцового переворота». «Переворот» должен был состояться в 2015 году. Потом он его отсрочил на 2016-й... В общем, человек просыпается утром, а у него в голове сплошной «подъем-переворот». Короче, до сих пор ждем. Еще пару десятков лет и власть в РФ точно сменится. Как известно, наши патриотические ученые никогда не ошибаются…
Еще в голову Ермака пришла идея включить в состав украинской делегации «истинных представителей Донбасса». И таких представителей действительно нашли. Ими оказались Сергей Гармаш и Денис Казанский – журналисты интернет-издания «Остров», которое напрямую финансируется посольством США. Самая мягкая характеристика жителей Донбасса, которую они давали, это «ватное быдло». Поскольку широко разрекламированная «связка Ермак–Козак» так и осталась плодом фантазии главы Офиса президента, бывший продюсер затеял замену председателя делегации. Тесть олигарха Пинчука (большой друг семейства демократов Клинтон) Леонид Кучма давно уже хотел уехать к дочке в Лондон. Его просьбу удовлетворили и назначили экс-президента Леонида Кравчука на должность председателя. Его первым заместителем стал первый премьер независимой Украины Витольд Фокин. Именно он четко озвучил договоренности, достигнутые в «нормандском формате»: закрепление в Конституции особого статуса Донецкой и Луганской областей, прямые переговоры с руководителями ДНР и ЛНР. Именно Фокин действительно начал реальный процесс подвижек в Минском формате. Мы все помним, чем это закончилось: его «сожрали» под вопли и пляски патриотов. Ермак мгновенно открестился от «изменника», а Зеленский его уволил. Кравчук тоже открестился. Есть вполне обоснованные предположения, что Фокина специально подставили, чтобы «похоронить» любые позитивные изменения в Минском процессе. И действительно, после его ухода началась откровенная работа по денонсации Минских соглашений.
«Будапештский меморандум». Опять же главный «переговорщик» Зеленского Ермак придумал «альтернативу» Минским соглашениям и формуле Штайнмайера. Вспомнил о Будапештском меморандуме, который якобы дает гарантии безопасности Украине со стороны США и Великобритании.
Под эти мифические «гарантии» была выстроена целая предвыборная стратегия партии Зеленского. Одновременно с голосованием на местных выборах избирателям предлагалось ответить на «пять вопросов президента». Кроме отношения к легализации медицинской марихуаны, предлагалось определиться по поводу Будапештского меморандума. Затея с треском провалилась, поскольку уже декабрь, а никто в офисе Зеленского даже не заикнулся об «итогах общенационального плебисцита». Глава офиса Ермак во время своих челночных поездок во Францию и Германию пытался пролоббировать идею замены Минских соглашений на миф о меморандуме, однако потерпел сокрушительное фиаско. Лучше всех суть подписанного в столице Венгрии документа передала посол Германии в Украине Анка Фельдхузен: «это политическая декларация, поэтому получить реальные гарантии на ее основе практически невозможно».
Многочисленные авантюры главы Офиса президента по денонсации «Минска» завели переговоры в формате ТКГ в тупик. К тому же, выполняя пожелания США и Евросоюза, Киев присоединился к санкциям в отношении Беларуси, чем окончательно испортил отношения с Минском. Одно время с подачи Ермака активно «вентилировался» вопрос о смене места проведения переговоров. Назывались такие альтернативы Минску, как Вена и Женева. Это позволило бы окончательно «похоронить» Минские соглашения по формальному признаку. Дескать, уже и переговоры идут в другом месте, а мы все еще с этими «никчемными договоренностями» носимся. Идея ожидаемо провалилась, и все заседания ТКГ стали проходить в режиме видеоконференции. Причем ожидаемо безрезультатно. Вопрос проведения выборов на «оккупированных территориях» был заблокирован. Как и вопрос предоставления особого статуса отдельным областям Донецкой и Луганской областей, о чем прямо говорится в Минских соглашениях.
Более того, Зеленский лично подтвердил этот пункт в Париже, но, по словам его бывшего офис-менеджера Андрея Богдана, «кинул Путина».
«Крымская платформа». Чтобы отвлечь внимание от полного провала договоренностей в Париже, Андрей Ермак запустил идею с «крымской платформой». Дескать, что мы все о Донбассе да о Луганске? Пора освобождать Крым с поддержкой «мощной международной коалиции». Зеленский настолько недалек (мягко говоря), что лично озвучил подобную инициативу. Предполагается создать некую «переговорную площадку», в ходе работы которой обсуждались бы вопросы деоккупации Крыма. При этом полуостров представляла бы делегация крымских татар во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым. Предложение принять участие в работе «крымской платформы» было сделано всем основным странам ЕС, Турции и Великобритании. Согласилась одна Литва. Остальные ждут «отмашки» со стороны новой администрации США. Все понимают, что это чисто соросовский проект, призванный разрушить «Минск» и стать очередным поводом для усиления санкций против России.
Лучшей оценкой «миротворческих усилий» Зеленского стали результаты местных выборов. Партия президента с треском провалилась, проиграв в регионах «Оппозиционной платформе», «Батькивщине», «Европейской солидарности» Порошенко и местным политическим проектам.