В возрасте 97 лет скончался польский кардинал литовского происхождения Хенрик Роман Гульбинович. За несколько дней до этого Святой Престол признал его виновным по ряду серьезных обвинений, в том числе в домогательствах и укрывательстве священников-педофилов. Примечательно, что в Литве Гульбинович был отмечен государственной наградой и получил звание почетного жителя Вильнюсского района. Теперь перед прибалтийской республикой стоит нелегкий выбор — отказаться от увековечивания памяти скандального кардинала или закрыть глаза на его грехи.
Первые скандалы вокруг сексуальных домогательств в католической церкви разгорелись еще в 1990-х годах, но страсти не утихают до сих пор. Вот лишь один из многочисленных фактов: расследование в штате Пенсильвания показало, что с 1947 года более тысячи детей стали жертвами надругательств со стороны как минимум 300 представителей духовенства.
Причем цифры весьма условные. «Мы полагаем, что реальное число детей, данные о которых были потеряны или которые побоялись заявить об этом, насчитывает тысячи», — говорится в докладе Большого жюри Пенсильвании.
Святой Престол, который раньше отбивался от обвинений в сокрытии фактов педофилии, теперь изобличает все новых и новых преступников в рясе. В 2018 году Папа Римский публично признал факты сексуального насилия в отношении несовершеннолетних со стороны служителей церкви и призвал всех католиков искоренять эту «культуру смерти».
Эпидемия разврата и аморальности не обошла стороной даже сановников высшего ранга.
Яркий тому пример — история Его Высокопреосвященства кардинала Хенрика Романа Гульбиновича, который долгих 28 лет был архиепископом Вроцлава. На территории этого региона он не только создавал пастырские центры, но и помогал активистам польского движения «Солидарность» (местный филиал этой организации доверил Гульбиновичу хранить свою кассу). В общем, фигура во всех смыслах замечательная — и Богу служил, и коммунистам противостоял.
В ранг кардиналов Папа Римский возвел его в 1985 году, а по достижении 80-летнего возраста Гульбинович отправился на пенсию. И уже в самом конце своего земного пути бывший архиепископ Вроцлава оказался в эпицентре громкого скандала.
В 2019 году польский журналист Томаш Секельский опубликовал на YouTube документальный фильм под названием «Только никому не говори». В его основу легли записанные на скрытую камеру диалоги повзрослевших жертв сексуальных домогательств со своими насильниками — польскими священниками. Среди них оказался и духовник первого президента независимой Польши Леха Валенсы Франтишек Цыбуля.
Гульбиновичу предъявили аналогичные обвинения: его жертвой предположительно стал 15-летний ученик духовной семинарии.
Общественная организация «Не бойся» передала собранные доказательства Ватикану. Тот провел внутреннее расследование. Его результаты для Гульбиновича оказались неутешительны. 6 ноября апостольский нунций в Польше архиепископ Сальваторе Пеннаккьо заявил, что Ватикан признал одного из своих старейших кардиналов виновным в укрывательстве священников-педофилов, в сексуальных домогательствах и других аморальных поступках. В наказание за это ему запретили участвовать в любых публичных богослужениях, носить епископские знаки отличия и быть погребенным во Вроцлавском соборе.
Кроме того, Гульбиновича обязали выплатить определенную сумму Фонду имени святого Иосифа, учрежденному для поддержки деятельности Церкви в пользу жертв сексуального насилия. Но сделать это он уже не успеет: 16 ноября почетный архиепископ скончался. Вероятно, Ватикан знал о состоянии его здоровья, поэтому и торопился вынести ему вердикт (в противном случае Гульбинович был бы отпет и похоронен в соборе, а не на обычном кладбище).
В деле скандального кардинала поставлена точка.
Но открытым остается вопрос: какой должна быть реакция тех стран, которые уже поспешили увековечить память Гульбиновича?
Речь идет прежде всего о Польше. Достаточно сказать, что здесь его наградили высшей государственной наградой — орденом Белого орла.
Такая же дилемма стоит перед Литвой. Гульбинович хоть и был польским архиепископом, но родился в Вильнюсе (тогдашнем Вильно). Выходит, детство и юность он провел на территории современной Литовской Республики.
И родина его не забыла: ему присвоили звание почетного жителя Вильнюсского района, в его честь назвали несколько улиц.
В 2013 году Гульбиновичу вручили награду от Министерства культуры Литвы. Сейчас ее собираются отозвать — об этом со ссылкой на пресс-службу ведомства сообщает портал LRT.
А вот муниципальные власти почему-то не торопятся. На вопрос о том, будет ли Гульбинович лишен статуса почетного гражданина, мэр Вильнюсского района Мария Рекст внятного ответа не дала.
Сказала только, что окружной муниципальный совет не является органом судебной власти. Члену этого совета, социал-демократу Роберту Дучневичу слова мэра показались странными, ведь приговор Гульбиновичу уже вынес Святой Престол.
Кроме того, у любого почетного гражданина можно забрать это звание, если вскрываются неприглядные факты его биографии. Закон позволяет это сделать — нужно просто повторно провести процедуру голосования в муниципальном совете. Почему же госпожа Рекст не говорит об этом сценарии? Неужели власти Вильнюсского района не хотят пересматривать отношение к своему знаменитому, но не очень святому соотечественнику?
Для Литвы Хенрик Гульбинович может превратиться в нового Йонаса Норейку, которого считают выдающимся представителем нации и отважным борцом с «советской оккупацией».
Но факты свидетельствуют, что борьбу за «независимость» родной страны он совмещал с уничтожением еврейского населения. С этим, по сути, не спорит даже официальный Вильнюс в лице Центра изучения геноцида и сопротивления жителей Литвы (ЦИГСЖЛ). В этой конторе Норейку оправдывают тем, что он был вынужден выполнять приказы вышестоящего нацистского командования.
Теперь список сомнительных литовских деятелей пополнила еще одна фамилия. И жителям Вильнюсского района впору определиться, хотят ли они ходить по улицам, которые носят имена педофилов.
Алексей Ильяшевич