Прибалтийские энергопроекты не являются проблемой для РФ, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Еврокомиссия выделила 720 млн евро на синхронизацию энергосистем прибалтийских государств с континентальной частью ЕС через Польшу. Так Прибалтика будет окончательно выведена из энергетической кооперации с Россией и Белоруссией.
Ранее существовала система БРЭЛЛ, куда входили Белоруссия, Россия, Эстония, Литва и Латвия. Она обеспечивала беспрерывную подачу энергии в северо-западной части Советского Союза. В Прибалтике давно планировали отказ от БРЭЛЛ, для чего там реализовали несколько проектов, включая прокладку подводного кабеля из Швеции.
Энергокабель Nordbalt из Швеции в Литву был запущен в 2016 году, его стоимость составила 552 млн евро, но с практической точки зрения он обернулся резким подорожанием стоимости электроэнергии в стране.
Польский энергокабель является еще одним вариантом этих планов, однако существует проблема отсутствия в Польше излишков электроэнергии. Одновременно это вылилось в борьбу Литвы с БелАЭС, которая скоро даст региону дешевую электроэнергию.
Единственной целью прибалтийских проектов является отключение данных стран от российской энергетики. Экономического эффекта такой шаг не даст, зато увеличит себестоимость хозяйственных процессов в Прибалтике и объем дотаций ЕС.
Как известно, чем больше производств закрывается в Прибалтике, тем больше ЕС тратит средств на этот регион. Общий вклад прибалтов в европейскую экономику менее 1%, но Брюссель вкладывает туда 3,5 млрд евро прямых дотаций в год.
Объем европейской помощи в 6–7 раз больше взносов, которые прибалты платят в бюджет Евросоюза, строительство интерконнекторов, энергокабелей и другой инфраструктуры только увеличивает объем финансирования.
«Прибалты постоянно говорят о том, что они находятся на энергетическом острове. Недавно прибалты полностью зависели от РФ как по газу, так и по электричеству. Поэтому их энергетической стратегией стало убеждение политических органов ЕС, чтобы те дали деньги на строительство различных интерконнекторов», – заключает Митрахович.
Данные интерконнекторы должны поставлять электричество и газ в Прибалтику в обход России. Так был реализован ряд проектов, которые Литва дополнила СПГ-терминалом. Эти начинания якобы дают прибалтийским странам энергетический суверенитет.
В реальности процесс идет в приказном порядке, поскольку прибалтийские компании не горят желанием покупать более дорогие ресурсы, а в случае шведского кабеля и менее надежные – в Литве уже были неполадки.
Аналогичная политика, которая вылилась в постоянную антироссийскую риторику, проводится прибалтами по газу.
«Польский газовый проект Baltic Pipe получил европейское финансирование из-за того, что он должен поставлять газ не только в Польшу, но и в страны Прибалтики, а в перспективе еще и в Финляндию», – констатирует Митрахович.
В Евросоюзе нет единой энергетической системы, как в России, там есть NORDELL и энергетическая зона Центральной и Восточной Европы.
«Если ЕС хочет интегрировать эти системы, то, пожалуйста, пусть тратит на это деньги. Россия не против и строительства газовых интероконнекторов в Европе. Чем меньше в Евросоюзе монополизма, тем лучше. Пусть европейские страны перераспределяют российский газ как хотят, потому что он все равно выигрывает у конкурентов по цене», – резюмирует Митрахович.
Это «пугалка» прибалтов, что Россия боится интерконнекторов – по многим из этих проектов пускают российский газ. От будущего болгарского интерконнектора зависит будущее «Турецкого потока», поэтому мы в нем крайне заинтересованы.
«Существуют исключения, например, в виде интерконнектора между Грецией и Болгарией, поскольку греки закупают, в том числе и СПГ, который затем транспортируют болгарам, но это погоды не делает», – заключает Митрахович,
С электроэнергией ситуация сложнее – от российских поставок прибалты действительно могут отказаться.
«Россия продолжает поставлять электроэнергию в Литву. Данный процесс происходит через Финляндию, чтобы в Вильнюсе лишний раз не рассуждали, что ресурсы им продает «страшная Москва». В других прибалтийских странах перестали закупать электричество из РФ, там сегодня пользуются другими источниками энергии», – констатирует Митрахович.
Если брать российские интересы, то наша страна решила вопрос с энергобезопасностью Калининградской области.
«Калининградская область независима от поставок российского газа через Литву – это сделано за счет СПГ. У России есть специальное судно, которое в случае чего доставит сырье в данный регион», – резюмирует Митрахович.
Энергетические проекты прибалтийских государств не создают рисков для России. Это их дело, и они имеют право заниматься, чем хотят. Тем более они никуда не денутся – Литва через СПГ-терминал уже закупала российский СПГ.
Из-за этого возникла забавная ситуация, когда Вильнюс «освободился» от газа «Газпрома» с помощью СПГ «Новатэка».
«Пусть делают, что угодно. Кого они этим напугают? Данные усилия направлены на достижение эмоциональных и имиджевых результатов, а рисков от отсоединения прибалтов у России уже нет», – заключает Митрахович.