Без понимания роли канала NEXTA весь нынешний белорусский протест будет категорически непонятен. А сама NEXTA будет непонятна без польской направляющей роли.
Основная сложность для белорусской оппозиции заключается в том, что в их стране отсутствует чрезвычайно важная составляющая успешного переворота — раскол элит.
На Украине, как мы помним, именно этот фактор, а вовсе не «всенародный энтузиазм» привёл к свержению Януковича. Мощная парламентская оппозиция, поддерживаемая огромным количеством людей с крупным капиталом, нелояльные региональные власти западной части страны, не говоря уже о слаженном анти-президентском лобби в подавляющем большинстве СМИ — Виктор Фёдорович и его клан были властью пусть и не совсем номинальной, но и не очень реальной. Ферзь, конечно, мощная фигура, но с помощью слонов и коней и его можно загнать в ловушку.
В Белоруссии — всё иначе. Парламентской оппозиции нет, раскола по региональному признаку — тоже, крупный капитал как потенциальный спонсор беспорядков — почти отсутствует (ну, по крайней мере, люди калибра Порошенко или Коломойского). Плохо, бедненько. Не из чего лепить «революцию». А хуже всего, что силовые органы достаточно едины и мощны. Вот как тут быть?
И, надо сказать, решение нашли. Не то, чтобы оно было очень изящным, но частично — работоспособное.
Для начала, собственно, спросим: а кто нашёл? Ведь если в Белоруссии нет никого из обычных акторов масштабных протестов (парламентская оппозиция, местные элиты, крупный бизнес), то кто-то же всё-таки должен взять на себя роль организатора?
Как говорил виднейший революционер 20 века, некий В. И. Ленин: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Лапидарно, верно? А текст, где эта цитата прозвучала, назывался ещё более красноречиво — «С чего начать?». Вот, стало быть, с этого самого — с газеты, и решили начать те, кто писал сценарий к долгой пьесе белорусских беспорядков.
И вот тут — самый важный вопрос: КТО создал такую супер-«газету», которая была бы в состоянии мотивировать на протесты, организовывать их, координировать и заодно выполнять функцию «рупора революции» для всего остального мира, выпуская не просто «циркуляры» для внутреннего пользования, но и «коммюнике» — для внешнего?
Как вы уже, возможно, поняли, никакого иного кандидата на «супер-газеты» белорусских протестов помимо телеграм-канала NEXTA – нет. Сейчас у этого канала — почти 700 тысяч подписчиков, ещё неделю назад их было вдвое меньше. У смежного канала NEXTA-live – 1,7 млн подписчиков! Именно NEXTA взяла на себя все перечисленные выше функции. При этом — что поразительно! — десятки и сотни тысяч людей верят этой «направляющей руке» и «говорящей голове» даже не спрашивая, а кто это, собственно, вообще такие?
Например, у обычного СМИ всё попроще: Цензор.нет и «Украинская правда» имели вполне явных хозяев, именитых, узнаваемых авторов и т. п. Всем ясно, чьи «Медуза» или «Радио Свобода». Но кто стоит за каналом, который сейчас вертит судьбой целой страны — неужели этот вопрос неправомерен?!! Ещё как правомерен!
И вот тут нас ждут открытия, которые… вовсе и не открытия! Сюрпризы… и не сюрпризы. Канал ведут четыре парня (ну, якобы четыре, а какова реальная численность коллектива — сейчас сами прикинете) с крайне выразительными биографиями и, самое главное, местоположением.
Знакомьтесь — Роман Протасевич. В ноябре прошлого года уехал из Белоруссии, сейчас находится в Польше вместе с ещё тремя коллегами-эмигрантами. «Спим по 2,5 часа в сутки», «нас никто не финансирует», «живём с продажи рекламы». Кто-то, кстати, видел рекламу на этих каналах?..
Всё очень незатейливо, но вот главное — «Оперативную информацию, которую мы сейчас получаем, — видео, фотографии, например, из центра Минска — верифицировать не обязательно. Достаточно ориентироваться, понимать, что происходит, понимать примерное время».
Верифицировать не обязательно…
Верифицировать не обязательно…
Верифицировать не обязательно…
Все услышали?
Протасевич открыто сказал, что они распространяют информацию, источники которой анонимны, а содержание — не верифицировано. То есть, открыто говорит: ну да, мы постим всё подряд, включая фейки. А фейков там хватает!
Вас ничего не смущает в этом видео? Например, рассечение на лбу, хотя били якобы сзади? Обильное кровотечение — но почему-то почти чистая белая футболка? Серьёзное повреждение головы, могущее привести к сотрясению мозга и хорошему, длительному шоку — и связная, почти спокойная речь, лишенная стрессовых междометий, пауз, инверсий?.. Не напоминает всё это деятельность «Белых касок» в Сирии?
Но куда более масштабный пропагандистский ход был предпринят в ином направлении — и тут мы возвращаемся к началу текста. Если раскола элит нет, а он жизненно необходим — его нужно… сымитировать! И лучше всего начать с той части властной вертикали, которая ближе всего к протестующим — то есть, буквально им противостоит: с силовиков. Так был запущен постановочный флешмоб «застыдившихся спецназовцев».
Началось всё с видео, на котором какой-то человек в берете с ещё советской кокардой выбрасывает его в мусорный бак со словами «Братства спецназа больше нет». Это был некий Артём Белинович и жил он, что интересно, вовсе не в Минске, а в Берлине — но почему-то решил, что имеет право говорить о таких больших и серьёзных вещах с такой безапелляционностью.
А потом пошло-поехало — какие-то бывшие солдаты внутренних войск стали выбрасывать какой-то камуфляж, появились какие-то обращения непонятных «офицеров» — скажем, «полковника спецназа ГРУ Владимира Бородача» на «Хартии 97» и так далее, и так далее. В лучшем случае такие действия совершали люди, которые сейчас к силовым ведомствам РБ не имеют никакого отношения, в худшем — какие-то мутные личности, реально купившие формы в магазине, чтобы её потом пафосно выбросить. В военной пропаганде этот трюк относится к основным: «Нет сил больше воевать за жидокомиссаров, нас обманывали, сдался в плен, штык в землю, Сталин капут». Цель ясна — деморализовать действующих сотрудников правоохранительных органов, посеять в их рядах смятение. Когда-то заманухи типа «в плену хорошо кормят» толкали через репродуктор с той стороны окопов, сейчас — через телеграм.
Причём, что примечательно, хотя вал флешмоба и в самом деле набрал несколько десятков прецедентов, реальных, действующих, силовиков среди них были единицы. Большинство — какие-то «русские тренеры в Берлине», которые могли только рассказывать байки про «боевое братство» или просто статисты «Нехты». Вот так пытается расколоть ряды своего противника белорусская оппозиция — с помощью методов самой низкопробной пропаганды военного времени.
Без понимания роли канала NEXTA весь нынешний белорусский протест будет категорически непонятен. А сама NEXTA будет непонятна без польской направляющей роли.