Землетрясения, коронавирус, полицейские собаки… – что ещё нужно для вразумления Варфоломея?
На Афоне в порядке ежегодной ротации сменился состав Священной эпистасии (Священного надзора) – исполнительного органа управления монашеской автономии. Афон находится в юрисдикции Экуменического патриархата, но большинство монастырей Святой Горы (как минимум 13 из 20) не признали образованную Экуменическим патриархом Варфоломеем «Святейшую церковь Украины» (СЦУ). И совершенно не признали СЦУ Священные эпистасии 2018-2019 и 2019-2020 годов.
В состав Эпистасии входят по одному представителю от четырёх монастырей. В прошлом составе это были делегаты от Дионисиата, Зографа, Св. Пантелеимона и Констамонита. В позапрошлом участвовали не менее твёрдые в вере монастыри Хиландар, св. Павла, Григориат и Ксиропотам. Теперь в «надзор» заступили посланники от Великой лавры, Дохиара, Ксенофонта и Нового Эсфигмена.
Апостасийная Эпистасия?
Протэпистатом, или протосом (первым по чести) является в этом составе представитель Великой лавры. Этот монастырь поддержал в прошлом году Варфоломея в «письме четырёх». Речь идёт о воззвании антипросопов (депутатов) Священного кинота («парламента» Афона) от четырёх афонских монастырей, в котором «канонически оправдывалось» вторжение Варфоломея на каноническую территорию Русской православной церкви.
И даже превозносилось это как «успех греческого православного духа». Обращение это подписали также представители Ивирона, Кутлумуша и Нового Эсфигмена. Однако большинство членов Священного кинота отметило, что «эта позиция не имеет ничего общего со вселенским характером Святой Горы Афон и ее мирным, объединяющим и наднациональным духом».
Символом раскола в «парламенте Афона» стали запертые двери собора Кинота, открываемые теперь только по расписанию служб. Раньше они были весь день распахнуты, но теперь висит замок, чтобы не допустить «безблагодатных схизматиков, с которыми нельзя вступать в евхаристическое общение» к святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть», поскольку в нескольких десятках метров находится подписавший «письмо четырёх» Новый Эсфигмен, где радушно принимают делегации СЦУ.
Собственно, этот Новый Эсфигмен на самом деле – не более чем подворье в Карее настоящего монастыря Эсфигмен, вот уже полстолетия не поминающего Экуменических патриархов за их совместные молитвы и службы с католиками. Большую часть подворья, которое Фанар отобрал у эсфигменитов, занимает с 2013 г. коммерческий объект, известный как гостиница о. Иосифа.
Здесь и молились эсцеушники. Этот о. Иосиф в конце 70-х эмигрировал из СССР, как он рассказывает афонитам, по политическим мотивам (хотя относительно свободно эмигрировать тогда могли только евреи). Теперь он, с готовностью следуя линии Нового Эсфигмена, с распростёртыми объятиями принимает патологических русофобов. И тем, похоже, мстит своей родине, хотя до этого строил из себя страстного русофила; даже гостиницу в 2013 г. назвал «Странноприимным домом св. Иоанна Русского».
Ещё больше заслуг перед «греческим православным духом» (а по сути – ересью грекофилетизма) у монастыря Ксенофонт. Именно здесь по благословлению местного игумена был каллиграфически выписан украинский «Томос». В Ксенофонте уже служил этому новогреческому идолу ненавистник канонической церкви на Украине «митрополит СЦУ» Зинкэвыч. Так что совместная месса с Варфоломеем в аббатстве бернардинцев стала для ксенофонтцев во главе с игуменом естественным последствием.
«Как там поют в песнях? “Круговая порука мажет как копоть” и “Ты помнишь, как всё начиналось”, – припоминал в связи с этим популярные тексты своей перестроечной юности архиепископ УПЦ (МП) Иона (Черепанов). – Видать, пример соседнего монастыря Ксиропотам, разрушенного землетрясением после литургии с католиками, ничему не научил старца».
Тот же владыка Иона во дни, когда синод РПЦ принимал решение о разрыве отношений с Экуменическим патриархатом, находился в монастыре Дохиар. И заверил, что в обители продолжают «особо поминать митрополита Онуфрия с паствой», обещая «не пустить филаретовцев служить».
Итак, противостоять в новом составе Эпистасии апостасийной тройке будет лишь крепость Дохиар.
«Такая расстановка проэсцеуушных сил в эпистасии на этот год может оказать определенное негативное влияние на ситуацию, – поясняет наш источник на Афоне. – Два предыдущих состава эпистасии так и не выдали ни одному из лжеепископов документ, позволяющий посещать монастыри Афона (помимо диамонитириона – разрешения от министерства Македонии и Фракии на посещение Афона, обязательного для всех паломников, епископам нужен ещё и отдельный документ от Эпистасии. – Д.С.).
Даже в просьбе сделать совместную фотографию “епископу СЦУ” участники прошлого состава Эпистасии недвусмысленно отказали. Да, на практике каждый монастырь по отдельности самостоятельно решает вопрос приёма того или иного епископа и сослужения с ним (в своём монастыре каждый сам себе хозяин). Но если следовать официально установленному порядку, то письмо-разрешение от Эпистасии епископ должен получить».
О том, что разрешение Эпистасии важно, свидетельствует «письмо четырёх», зачитанное представителями поддержавших Варфоломея монастырей 28 февраля 2019 г. на заседании Кинота. Там, в частности, утверждалось, что предоставление эсцеушникам разрешения от Эпистасии является её прямой обязанностью во исполнение соответствующего патриаршего распоряжения Киноту, не подлежащего обсуждению.
Особо подчёркивалось, что отказ предоставить разрешение на посещение монастырей является прямым оскорблением Экуменического патриарха и монастыря, заинтересованного в посещении «иерархов СЦУ». Однако, как видим, даже завуалированные угрозы «людей Варфоломея» не возымели действия на Кинот. Более того, «письмо четырёх» не подписали ни Пантократор, ни Ставроникита, ни Ксенофонт, также поддерживающие Варфоломея в украинском вопросе. Видимо, автономией Афона даже они пока не готовы поступиться.
Не зря, видно, во время прошлогоднего визита Варфоломея на Афон (сопровождавшегося землетрясением) его охраняли 100 греческих полицейских (включая местный ОМОН) с собаками.
Хотя, конечно, судя по проявившимся на Святой Горе накануне приезда Варфоломея граффити, рассчитывать на радушие афонитов «антихристу» не приходилось.
И всё же теперь шансы на предоставление разрешения от Эпистасии на посещение монастырей Афона возрастают. «Не исключено, что поэтому в прошедший год они особо не напирали, прицеливаясь на этот год и на этот состав Эпистасии», – считают на Афоне.
Правда, эсцеушники вполне могут и не знать, что печать кинота, которой пользуется Эпистасия, состоит из четырёх частей. Если даже один из троих членов «Священного надзора» откажется приставить свою часть, документ будет недействителен. Это своего рода право вето.
Если единогласного решения нет, вопрос выносится на обсуждение Кинота. А там шансов на признание СЦУ ещё меньше. Когда в апреле прошлого года Афон посетил вышеупомянутый «митрополит» Зинкэвыч, в Киноте ему, не выбирая выражений, дали понять, что «нечего шастать».
В ответ Зинкэвич, как и положено свидомому укру, исполнил украинский гимн да ещё прогорланил со своими гиднюками «Слава Украине!». В связи с этим Священный кинот выразил министру иностранных дел Греции «решительный протест против визита иерарха автокефальной церкви Украины». Кинот характеризует поведение украинской делегации как провокационные: «Держа украинские флаги, они – на Афоне – скандировали государственный гимн своего государства».
Орган управления Святой Горы подчёркивает, что «подобного рода пропагандистские действия… несовместимы с исихастским, духовным и священным духом нашей Святой Земли и ее тысячелетней традицией». Священный кинот просит министра иностранных дел Греции (отметим, не Варфоломея) «принять необходимые меры для предотвращения подобных действий в будущем с тем, чтобы характер святого места оставался нетронутым».
Три года назад тогда ещё канонический архиерей Олэксандр Драбынко также влез на вершину Афона со своими бездуховными чадами (ныне перебежавшими с ним в СЦУ). И они также пропели там «згынуть наши вороженьки».
Однако перформанс тот не вызвал протеста Кинота; на Афоне прекрасно понимали, что для УПЦ (МП) под руководством митрополита Онуфрия подобные выродки – чужеродные явления. Драбынко и его нетрадиционно ориентированная камарилья специально творили «патріотичні» пакости, дабы спровоцировать собственное изгнание из Церкви и предстать в образе «гонимых за украинство».
Теперь же Афон ничто не сдерживало, чтобы дать по носу как «украинскому православию», так и покрывающему оное Варфоломею.
Возвращаясь к возможности выдачи разрешения от Эпистасии, заметим, что даже если «епископы СЦУ» получат его, на отказ в признании это не повлияет. «В отношении к украинскому вопросу на Афоне главное – позиция игуменов каждого отдельного монастыря, – продолжает источник ФСК.
– А поскольку все уже обозначили свою позицию, то никак на отношение к “СЦУ” на самом Афоне в целом решение Эпистасии не повлияет. Так что “СЦУ” только выставят себя в очередной раз дураками, если припрутся с разрешением в те монастыри, которые их не принимают, и станут, тыкая письмом привратнику в лицо, что-то требовать».
Впрочем, нам есть что возразить на столь оптимистичное заявление: разрешение Эпистасии могут быть преподнесены эсцеушниками и обслуживающими их СМИ как «признание Афоном». И здесь, конечно, вся надежда на честные СМИ, способные прояснить ситуацию и… на коронавирус. Сейчас и на Украине, и в Греции эпидемическая ситуация обостряется. Снимут ли полностью карантин и будет ли возобновлено авиасообщение, неизвестно. А там…
В международной политике намечаются тектонические сдвиги. Американский «оплот мировой демократии» вместе со своими марионетками теряет вес. «Вся эта возня с “СЦУ” держится на американском давлении, и как только Штатам будет не до них, все вернётся на круги своя, и тема с признанием раскольников сойдёт на нет». В этом уверены насельники одного из верных православию греческих монастырей Афона, чьё мнение нам просили передать.
Дмитрий Скворцов