Вот, дорогие друзья, и настала пора коротко (!) обсудить самый известный миф об СССР -- раздачу бесплатных квартир. При этом популисты пытаются создать впечатление, что граждане получали квартиры прямо вот как сейчас, но не в ипотеку, а наоборот, в подарок. Мы с вами обсудим только факты, не давая им оценок, чтобы правильно понимать действительность, причем говорить будем о позднем СССР, поскольку ситуация менялась во времени, и обсуждать 20-е и 30-е годы -- все-таки удел историков. Начнем вот с чего: с одной стороны, в "брежневскую" Конституцию 77-го года было вписано "право а жилище" и УК РСФСР содержал статью 209 "Бродяжничество", а с другой, получить квартиру в собственность в СССР было невозможно, никак: ни бесплатно, ни за деньги.
Итак, обзавестись жильем в СССР можно было аж четырьмя (основными!) способами: купить кооператив, построить дом, получить квартиру во временное пользование от предприятия или исполкома (вот именно это и имеют ввиду, говоря про "бесплатные квартиры") и унаследовать от умерших родственников. Были еще общаги, в которых некоторые могли прожить большую половину жизни и служебное жилье, например для военных или сотрудников ЖЭК-а. Скажем, дворников им и привлекали: через 10 лет можно было служебное жилье перевести в разряд постоянного.
Сначала коротко про собственный дом: это отдельная тема. Гражданин получал в АРЕНДУ участок и самостоятельно на нем строился, предварительно согласовав проект в исполкоме. Можно было получить беспроцентную ссуду с погашением, но за нее приходилось отчитываться "до копейки" не реже чем раз в полгода. Построенный дом (но -- ирония -- не участок под ним!), действительно переходил в собственность гражданина, мог быть продан или передан в наследство. Новый хозяин должен был в доме прописаться, выписавшись с любой другой жилплощади: прописанным можно было быть только в одном месте, за исключением т. н. временной прописки (это отдельная интересная тема) этот факт мы еще вспомним. Добавлю только, что с 60-х годов тему не отменили, но начали "сворачивать".
Но мы же говорим о квартирах, верно? Первое, что должен был сделать гражданин, желающий улучшить условия -- встать в очередь, или, точнее, "встать на учёт по улучшению жилищных условий".
Жилищные кооперативы создавались в организации или в городе, в него, уплатив первоначальный взнос, вступали граждане, но не абы какие, а сотрудники предприятия, удовлетворяющие условиям.
Для получения кооперативной квартиры претендент должен был стоять на учёте по улучшению жилищных условий. Но если для постановки на очередь на государственную, бесплатную квартиру, на члена семьи должно было приходиться менее 4.5 кв.м. жилой площади, то для кооперативной квартиры условия были мягче: менее 6.5 м² на человека. Жилой площадью считались только комнаты, исключая кухню и подсобные помещения.
Кооператив брал ссуду, строил дом, граждане выплачивали остаток стоимости квартиры ежемесячными платежами. Все очень похоже на современную "долевку" или ипотеку, с той разницей, что после погашения всей суммы жилец НЕ получал квартиру в собственность, она продолжала находиться в собственности ЖСК. Это приводило, например, к тому, что продать ее можно было только члену кооператива, и только с согласия общего собрания. Причем, не каждому: в ЖСК организовывалась своя очередь на улучшение жилищных условий.
А вот теперь про "бесплатное жилье". А если точнее: "получение жилья в аренду от государства или предприятия в порядке очереди". Государственное жилье было "ведомственным" и "исполкомовским". Ведомственное жилье для своих сотрудников имели право строить организации и предприятия. Чем дальше от Москвы и Питера, чем богаче предприятие и чем меньше народу нуждаются в "улучшении", тем больше было шансов.
Исполком распоряжался жильем, имевшимся у него на балансе и формировался из домов, построенных для города специально. Но и предприятия (и, кстати, ЖСК тоже) обязаны были передавать исполкому в распоряжение 10% построенного. Также исполкому отходило жилье одиноких умерших. Жилье распределялось в порядке городских очередей: обычной и льготной.
Некоторые утверждают, что дожить до "заветного ордера" было практически невозможно, другие заявляют, что получали жилье почти сразу. Теперь, друзья, мы понимаем: и то и другое -- чистая правда. В крупных городах работникам небольших организаций не светило практически ничего, но в новых городах или на новых крупных заводах получали жилье достаточно быстро. С этим связано выражение "уйти за квартирой". Часто люди вынуждены были бросать любимую работу и уходить лишь бы куда, только чтобы обеспечить семью "своим углом".
Но, ни в случае ведомственного ни в случае городского жилья, гражданин НЕ получал квартиру в собственность, а становился "ответственным квартиросъемщиком". В случае изменения места работы, или переезда в другой город семья теряла все права на квартиру.
Про получение в наследство все понятно: дети получали право а проживание в квартире умершего родственника. Но, нюанс, только прописанные. При этом, вспоминаем, надо было освободить любое другое жилье.
Нельзя не упомянуть еще одно массовое явление: обмен. Да, граждане СССР имели право свободно обменивать квартиры по договоренности, но, без дополнительной оплаты, как говорится "ключ в ключ". Однако, всегда (!), нарушая закон, граждане менялись с доплатой. Даже существовал подпольный институт "маклеров", которые сопровождали эти сделки за процент. Это была уголовка, но государство закрывало глаза, главное не наглеть.
Вот, в кратце, вам, друзья картинка реального положения вещей. Таким образом, типичные квартирные похождения средней крепкой семьи выглядели так.
Попали на одно предприятие или институт по распределению, познакомились в общаге. Поженились, переехали в общагу "для малосемейных" там родили ребенка, через несколько лет получили отдельную квартиру. К этому времени родились еще дети, улучшились. Дети выросли, разъехались. После похорон "новая" квартира перешла в распоряжение муниципалитета. Но ни на одном из перечисленных этапов квартирой не владели.
Вот, друзья, только факты. Как их оценивать, решите, разумеется, сами.
Ваш, sgerr
P. S. А в собственность граждане получили квартиры уже после распада СССР. Но это уже совсем другая история.