Американцы заранее знали о золоте! Территория была на грани фантастического развития! И вообще — сделка оказалась невыгодной: нас попросту обманули! Вокруг продажи Аляски крутится множество исторических мифов разной степени безумия — и некоторые из них мы развенчаем прямо сейчас.
1. Русская Америка была ценным и прибыльным владением
Поначалу дела обстояли именно так. Мех морского бобра — калана — ценился высоко. Шкуры добывались десятками тысяч и приносили Российской-Американской кампании огромную прибыль. Однако добыча пушнины происходила в таких масштабах, что всего через несколько десятилетий популяция каланов на Аляске стала стремительно уменьшаться.
Уже в 1830-х годах каланов стало мало, а закупочная цена, которую платили охотникам, начала быстро расти, уменьшая прибыль компании-монополиста. К середине XIX века прибыль от торговли мехами снизилась настолько, что одним из основных источников дохода жителей Аляски стал вывоз льда, который охотно покупали на юге — в Сан-Франциско — и использовали для ледовых погребов.
С 1840-х годов Российско-Американская компания становилась всё менее прибыльным предприятием, постепенно переходя под государственный контроль и начиная зависеть от бюджетных субсидий. Расходы ещё больше возросли после того, как в 1853 году в Ново-Архангельском форте пришлось устроить гарнизон — роту Сибирского линейного батальона.
К середине XIX века содержание колонии обходилось бюджету России в изрядную сумму, не принося никаких преимуществ.
У нас не было смысла даже заводить военную базу на Аляске — ей некому было бы угрожать, к тому же у Российской империи не имелось достаточного океанского флота, чтобы активно действовать в Тихом океане.
2. На Аляске к моменту продажи уже нашли золото
То есть царское правительство пошло на преступную сделку, продавая источник будущего богатства.
На самом деле золотые жилы нашли и начали разрабатывать лишь в самом конце XIX века. До этого времени о золоте Аляски ходили лишь смутные слухи. Когда эти земли ещё принадлежали России, там постоянно искали золото, и многие были уверены, что если драгоценный металл нашли в Сибири, то и на Аляске должны быть золотые месторождения. Но в 1860-х годах все сведения о находке золота на Аляске оставались лишь слухами.
Да, горный инженер П. Дорошин в 1848 году обнаружил несколько самородков на острове Баранова и полуострове Кенай, высказав предположение, что на Аляске могут быть найдены золотые россыпи или месторождения.
Однако ещё пятьдесят лет драгоценные россыпи оставались не более чем грёзами о возможном богатстве.
Более того, даже если бы золото в итоге нашли, это лишь осложнило бы ситуацию с Русской Америкой — ведь массовый приток золотоискателей из соседних США и Канады неизбежно привёл бы к тому, что большинство населения этой территории оказалось бы англоязычным и лояльным совсем иным странам.
Кстати, масштабы золотодобычи на Аляске по сравнению с сибирскими оказались очень скромны — за сто лет после начала золотой лихорадки в Русской Америке добыли чуть более 350 тонн золота, то есть столько же, сколько сейчас добывается в России всего за один год. Останься Аляска русской — вся прибыль, полученная от драгоценного металла, не окупила бы огромные расходы на содержание колонии на краю света.
3. Русская Америка была очень развитой территорией
Несмотря на то, что из публикации в публикацию кочует идиллическое описание Аляски как земли, истекающей молоком и мёдом, в реальности картина была весьма удручающей.
После более чем полувека строительства и огромных затрат столица Аляски Ново-Архангельск в 1867 году была на редкость грустным зрелищем. М. Вавилов в воспоминаниях о состоянии колонии перед продажей сообщал, что в городе была всего одна немощёная улица, застроенная маленькими деревянными домами. Никаких каменных сооружений.
Освещения в городе не имелось, и после заката солнца он погружался во тьму.
Лишь несколько зданий выглядели пристойно: собор Михаила Архангела, контора Российско-Американской компании, клуб, посещаемый офицерами и чиновниками, дом управляющего компанией и дом архиерея.
Климатические условия не позволяли наладить стабильное сельское хозяйство и поэтому все продукты ввозились или с Дальнего Востока, или из Калифорнии, что делало жизнь чрезвычайно дорогой. Что самое печальное: Российско-Американская компания обладала монопольным правом на торговлю, и поэтому её агенты часто закупали товары самого низкого качества и продавали их по непомерно завышенным ценам.
В 1864 году официальный журнал «Морской сборник» писал, что в колонии царит застой. На момент продажи территории численность русского населения составляла всего 800 человек.
4. Аляска была тихим и спокойным местом
В 1802 году тлинкиты, купив огнестрельное оружие у американских купцов, совершили набег на Михайловское укрепление, захватили его и перебили почти всех колонистов. После этого инцидента столицу владений перенесли в Ново-Архангельск. Он находился на острове Баранова — в месте, чуть более защищённом от внезапных нападений.
В 1805 году индейцы захватили и сожгли поселение Якутат. Несмотря на то, что к 1808 году тлинкиты были усмирены, на Аляске установилось лишь подобие порядка. Набеги на поселения и нападения на колонистов продолжались вплоть до продажи территории.
Так что приобретя в 1867 году Аляску, американское правительство вместе с этим получило постоянную головную боль в виде воинственных аборигенов, алеутов и тлинкитов, которые долго и упорно сопротивлялись колониальным властям — и находясь в составе России, и будучи частью США.
5. Цена за Аляску оказалась чрезвычайно низкой
Конечно, сейчас сумма в 7,2 миллиона долларов кажется совершенно ничтожной. Но в середине XIX века это были совсем другие деньги. Сейчас такая сумма равнялась бы более чем 580 миллионам долларов по стоимости золотого эквивалента. Кроме того, надо учитывать, что эти деньги Соединённые Штаты заплатили за кусок заснеженной земли, с которой решительно не понимали, что делать.
Разумеется, приобретение Луизианы у Франции обошлось США в бо́льшую сумму. Но это были плодородные земли вдоль Миссисипи, плотно заселённые и пригодные к созданию множества плантаций, приносивших владельцам и государству немалую прибыль.
Вплоть до начала золотой лихорадки Аляска почти не развивалась, да и после завершения бума золотодобычи этот штат остаётся одним из самых малонаселённых и слаборазвитых в США. Правительство даже выплачивает особую ежемесячную субсидию каждому жителю Аляски, чтобы сделать проживание в этих негостеприимных местах более привлекательным.
6. Россия не получила деньги, которыми была оплачена покупка Аляски
До сих пор по страницам разных публикаций кочует миф о том, как якобы груз золота для России затонул вместе с барком «Оркни» 16 июля 1868 года на пути в Санкт-Петербург. У этой истории появилось даже совершенно фантастическое продолжение, в котором вина за взрыв легла на некоего Уильяма Томсона, сотрудника секретной службы США. Он якобы пронёс на «Оркни» бомбу с часовым механизмом, которая и затопила судно.
Видимо, зловредные янки даже в XIX столетии только и думали о том, как бы нагадить России.
Впрочем, имеется версия, что Томсона подкупили не менее злобные англичане.
Разумеется, никакого взрыва не было — «Оркни» продолжал плавать и годы спустя после мифической катастрофы. Ну и разумеется, никаких секретных служб в США 1868 года не существовало и в помине, а сами Соединённые Штаты были очень дружественной к России державой.
А куда же делись деньги? Конечно, никакой груз золота перевозить не требовалось. Все подобные платежи осуществлялись через банк, а деньги можно было получить в любом отделении по всему миру. Русское правительство предпочло сразу же истратить всю сумму на приобретение крайне необходимого железнодорожного оборудования. Ведь в конце 1860-х годов в России развернулось активное строительство железных дорог с помощью как частного, так и государственного капитала.
7. Американцы прекрасно понимали бесполезность Аляски и купили её только за взятки
Среди американского правящего класса было множество противников расширения территории США. Они полагали, что основные усилия и средства надо направить не на приобретение новых земель, а на освоение существующих. Но некоторые политики оказались весьма прозорливыми и догадались, что ценность этой земли для Америки заключается вовсе не в полезных ископаемых.
Так, бывший министр финансов США и один из самых больших сторонников сделки с Россией Р. Дж. Уокер писал своему приятелю госсекретарю Сьюарду: «Театром наших величайших триумфов призван стать Тихий океан, где у нас скоро не будет ни одного грозного европейского соперника. Конечным итогом будет политический и коммерческий контроль над миром». Это были далеко идущие планы, которые воплотились уже в ХХ столетии.
Америка не получила от Аляски особых прибылей. По оценкам ряда американских экономистов (например, Д. Баркера), вложения федеральных властей в этот штат заметно превысили доходы от разработки золота и найденной позднее нефти. Но стратегическое значение этого региона было — и остаётся — крайне важным.
Михаил Диунов