Непреходящая «русская угроза» для Литвы на время сменилась куда более актуальной финской. Финляндия на посту страны — председателя ЕС безжалостно режет новый бюджет Евросоюза, лишая дотационную Литву европейских денег. Под угрозой оказались ключевые стратегические проекты страны, включая милитаризацию и выход из общего с Россией энергокольца БРЭЛЛ.
Руководство Литвы рвет и мечет, и особенно усугубляет бешенство Вильнюса то обстоятельство, что, казалось бы, исторически близкая Финляндия ведет себя, как преуспевшая страна «ядра» Европы, которая снимает с пособия отсталую провинцию.
«Согласно предложению страны — председателя Совета ЕС, предназначенные для Литвы средства в рамках политики сплочения сокращаются на 27% по сравнению с нынешней финансовой программой, а прямые сельскохозяйственные выплаты остаются в три раза ниже, чем в некоторых других государствах ЕС. Поэтому цель Литвы и других стран-единомышленников — добиваться справедливого и сбалансированного бюджета Евросоюза».
Это слова президента Литвы Гитанаса Науседы, появившиеся на этой неделе на официальном сайте главы государства.
Первое лицо прямо дает понять, что предложения Финляндии по новому семилетнему бюджету Евросоюза — это прямой удар по национальным интересам Литвы. Заявление Науседы — уже не первая попытка официального Вильнюса вразумить немилосердно режущих дотации финнов. Представитель Литвы в Брюсселе ранее высказывалась категорически против проекта семилетней финансовой перспективы, которая предполагала сокращение дотаций для Литвы из фондов ЕС на 24%.
Посол Йовита Нелюпшене пыталась усовестить председательствующую в Евросоюзе Финляндию: поймите, при таком положении литовские фермеры будут дискриминированы относительно сельхозпроизводителей из Западной Европы, вдобавок у нас не останется денег на закрытие Игналинской АЭС.
Финляндия в ответ скорректировала свои предложения по бюджету ЕС. Однако Вильнюсу от этого легче не стало. Наоборот. По новому проекту бюджета дотации для Литвы урезаются уже на 27%. И вот жлобское поведение Суоми вынужден комментировать лично глава Литовского государства. При новом проекте бюджета потери Литвы существенно возрастают. Науседа утверждает, что из-за действий Финляндии Литву ждут проблемы с изменением климата, миграцией и конкурентоспособностью.
Но главное не в этом. Официальный Вильнюс беспокоит планирующееся урезание наполовину Европейского оборонного фонда, а по поводу сокращения структурных фондов наибольшую озабоченность вызывают возможные проблемы синхронизации Литвы с электросетями Евросоюза.
Это значит, что Литва, во-первых, недополучит денег на укрепление армии в качестве восточного фланга ЕС на границе с «агрессивным восточным соседом», а во-вторых, не сможет выйти из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва), которое энергетически сохраняет гордую «новую демократию» частью постсоветского пространства.
То есть финны лишают власти Литвы самого святого: денег на проведение антироссийской политики. Решили сэкономить на европейской идентичности стран Балтии — можно ли себе представить подобную подлость? Дескать, вы и в энергосети с Россией и Беларусью себя хорошо чувствуете — зачем вам вместо этого смычка с Центральной Европой и Скандинавией? И зачем вам дополнительные деньги на оборону? На вас так никто и не напал за все эти годы — вы только орете об этом.
Понятно, что официальный Вильнюс по этому поводу рвет и мечет. Беда пришла откуда не ждали. Вместо российской агрессии с Востока последовал удар в спину с Севера.
Казалось бы, исторически близкая Финляндия, схожесть судеб с которой всегда так любили подчеркивать прибалтийские деятели, тоже была национальной окраиной Российской империи, трижды воевала со Сталиным, в годы перестройки лидеры «Саюдиса» доказывали литовцам, что без «советских оккупантов» они бы сейчас жили, как финны. И будут жить, когда Литва вернет себе независимость. От этого придуманного самими для себя ощущения исторической близости действия Хельсинки оскорбляют вдвойне.
Финляндия поступает не как собрат по «несчастью» граничить с Россией, а как богатая страна — донор Евросоюза, которая убежденно снимает с дотаций депрессивную восточноевропейскую периферию. И в Вильнюсе это чувствуют. Недаром в заявлении президента Науседы говорится, что финские предложения по семилетнему бюджету ЕС создают предпосылки для возникновения «Европы двух скоростей», которую Литва не приемлет.
Что такое «Европа двух скоростей»? Это признание того факта, что в Евросоюзе есть более и менее успешные страны, и более успешные должны развиваться самостоятельно, не дожидаясь, пока до них добегут отстающие, не оглядываясь на них и не тратя свои ресурсы на «лузеров».
«Европа двух скоростей» — это закрепление отсталости Восточной Европы, к которой относятся Литва и другие Прибалтийские страны, которые могут хоть до посинения называть себя скандинавами, но от этого ничего не изменится, потому что они не наполняют бюджет ЕС, а сидят на дотациях.
Проблема европейских стран-реципиентов в том, что Финляндия на посту страны-председателя ЕС не занимается самодурством, а делает то, чего от нее хотят ведущие страны «Единой Европы».
За «Европу двух скоростей» ранее высказывалась канцлер Германии Ангела Меркель, а президент Франции Эммануэль Макрон сейчас добивается как можно большей бюджетной экономии в семилетней финансовой перспективе ЕС. Хельсинки и выполняет этот заказ, предлагая урезать расходы на оборону и структурные фонды и сократить тем самым бюджет ЕС до 1,087 триллиона евро.
В Вильнюсе финские мотивы должны понимать. Когда Литва была страной-председателем ЕС во второй половине 2013 года, «еврогранды» хотели сыграть с Кремлем в «геополитическую игру» за Украину и осадить тем самым не в меру усиливающуюся Россию. Литва оказалась тут как тут на подхвате: экс-президенту Дале Грибаускайте за ассоциацию Украины с ЕС был даже обещан пост председателя Еврокомиссии. Кончилось все печально, но это другая история.
Теперь же главные страны ЕС хотят сэкономить на Восточной Европе. И Суоми делает то, чего от нее хотят. К сожалению для «новых европейцев», Финляндия — тоже «донор» европейской интеграции. Председательствуй сейчас в ЕС какая-нибудь Румыния, она бы грудью встала на защиту «европейской солидарности» и нипочем бы не стала резать дотации.
Финляндия же выбилась из проклятья быть деградирующей двойной периферией на границе России и Запада и пробилась в «ядро» ЕС. Так что резать дотации прибалтам и в ее интересах.
К слову, совершить свой исторический прыжок с национальной окраины России в «Европу первой скорости» финнам помогло стратегическое сотрудничество как раз с Россией. Поэтому сейчас Хельсинки должен резать финансирование антироссийских «хотелок» Литвы без малейшего зазрения совести. Надо полагать, это обстоятельство и бесит Литву сильнее всего.
Александр Носович