Министерство иностранных дел Швеции и немецкий Фонд Маршалла регулярно проводит в Стокгольме форум для политиков, послов, бизнес-боссов и ученых. Форум был созван давно, для преодоления трансатлантических разногласий в политике по поводу Китая. И если на форуме в 2018 году американцы и европейцы с азартом спорили о внешней политике президента США Дональда Трампа, то на этот раз все было по-другому и не до шуток. Общий фатализм преследовал все дискуссии и закулисные беседы. Доминировало общее убеждение, что Китай не собирается менять свою модель авторитарного государственного капитализма, а если перевести на нормальный язык, то Китай не собирается пойти на убой и разграбление, как в свое время сделал СССР.
На Западе уже давно сформировался слабый консенсус относительно того, что Китай полон решимости подняться на своих собственных ресурсах без интеграции в мировую экономику. Однако теперь эта мрачная точка зрения стала основной. Все согласились, что пришло время для испытания давних представлений о глобализации и преимуществах открытости. Раньше взаимозависимость рассматривалась как способ избежать конфликта, но теперь ясно, что она может сделать страны англосаксонского блока уязвимыми, сетовали европейцы. Много разговоров в Стокгольме было о тарифной войне Трампа и спекуляциях, что она может закончиться тем, что Китай купит свой путь к перемирию, возможно, купив миллионы соевых бобов из фермерских штатов, жизненно важных для переизбрания Трампа. Некоторые опасались, что это позволит Китаю уйти от игнорирования американских требований о структурных изменениях в экономике Китая. Американцы и европейцы разделяют многие опасения по поводу китайской версии государственного капитализма, которая требует, чтобы иностранные фирмы покупали доступ к китайским рынкам, передавая технологии местным конкурентам и конфиденциальные данные правительству и чтобы Гонконг и Тайвань встал под крыло материкового Китая.
Масло в огонь подлили китайцы, со смехом заявив буквально следующее: - "Брексит - это возможность для Китая. После выхода из Европейского союза Британии понадобятся любые друзья что бы выжить".
Опрошенный в кулуарах форума высокопоставленный чиновник администрации Трампа настаивал на том, что торговые переговоры все еще были сосредоточены на том, чтобы заставить Китай исправиться. Но чиновник утверждал, что неспособность достичь этого докажет точку зрения Америки о границах взаимодействия с руководством Китая: “если предположить, что Китай упирается и отказывается делать какие-либо структурные реформы, весь мир будет лучше знать стратегию и поведение Китая.”
Китайские участники настаивали на том, что их страна также стремится путем переговоров положить конец торговому конфликту, но также и на том, что она стала слишком сильно зависеть от американских рынков, технологий и даже образования.
Европейцы отмахнулись от этой бестолковой попытки устроить дискуссию. Тем не менее, участники увидели различия между Америкой, которая боится растущей мощи Китая, включая его военное и политическое влияние и Европой, которая в основном беспокоится об экономическом влиянии Китая. Чиновники Трампа хотели бы, чтобы американские фирмы и их союзники несли меньше потерь: в частности, это означает меньшую торговлю с Китаем в чувствительных технологиях. Европейцы надеются управлять отношениями с Китаем избегая потерь.
Седые ветераны от политики в Стокгольме были реалистами относительно пределов западного единства и храбрости перед лицом Китая. По крайней мере, они советуют Европе избегать политики самоуничтожения, имея ввиду ограничение свобод и усиление роли государства в экономике.