Интервью знаменитого российского телеведущего Владимира Познера провластному литовскому СМИ стало локальной прибалтийской сенсацией. Классик советской и российской журналистики за час разговора разрушил всю официальную идеологию и мифологию Литвы. Путин не собирается нападать на Прибалтику, политика Литвы антирусская, Сталин не равен Гитлеру, литовцы убивали евреев, а теперь преследуют тех, кто об этом говорит, и многое-многое другое. Реакцией литовского собеседника стало недоумение, перешедшее под конец беседы в панику и истерику. Они-то считали Познера своим.
— Россия считает, что НАТО — это не оборонительный, а наступательный союз. Почему, когда была распущена Организация Варшавского договора, НАТО не распустили, а начали приближать к российским границам?
— Отчего же Россия считает НАТО агрессивной организацией? Это Россия на всех нападает, бомбит, оккупирует. А НАТО кого-нибудь когда-нибудь бомбил?
— Ну как же, Афганистан, Ирак, Сербия…
— Молчать!!! Отвечайте быстро, имеют страны Балтии основания бояться вторжения России?
— Нет.
— То есть как нет?!
— Зачем вы ей сдались на вас нападать?
— Но Россия же напала на Грузию.
— А кто первым открыл огонь в Грузии?
— Ой, всё!!!
Примерно так выглядит интервью легендарного российского телеведущего Владимира Познера литовскому интернет-порталу DELFI. Когда осилишь эти без малого четыре тысячи слов, становится очевидно, почему Литва сотнями штампует черные списки тех, кому запрещен въезд в страну, отключает российские телеканалы, сажает инакомыслящих, а за свободную дискуссию по отдельным вопросам истории там можно сесть на три года по уголовной статье.
В Вильнюсе до ужаса боятся свободной дискуссии.
Официальная позиция Литвы по всем без исключения актуальным вопросам прошлого и настоящего проигрывает в свободной дискуссии: любой умный и знающий собеседник в интеллектуальном споре сотрет господствующую литовскую идеологию в порошок.
Интервью с Познером доказало это в полной мере. Редакция особо приближенного к власти портала DELFI, вероятно, была уверена, что корифей советской журналистики — свой человек. Как же: «голос перестройки», кумир российских либералов, критик Кремля, космополит, считающий себя скорее американцем, чем русским. В Советском Союзе выступал за независимость Прибалтийских республик, сейчас признает советский период Литвы, Латвии и Эстонии оккупацией.
Предполагалось, что влиятельный лидер мнений по наводке интервьюера будет воспроизводить основные литовские мантры по принципиальным вопросам истории и современности. Эти мантры бы потом красиво упаковали и распространили на максимально широкую русскоязычную аудиторию.
Но всё с самого начала пошло не так.
Вместо того чтобы утверждать официальную мифологию Литвы, Владимир Познер разрушил ее всю до кирпичика, показав интеллектуальное убожество и абсурдность литовских идеологических установок.
Литовский журналист призывает смотреть на современность глазами стран Прибалтики, которых СССР оккупировал по пакту Молотова — Риббентропа. Имеют право эти страны думать, что Россия их опять оккупирует? «Не имеют», — отвечает Познер. На дворе 2019 год, в мире совсем другая ситуация, а современная Россия не Советский Союз.
Становится ясно, что на этом направлении нужных редакции слов от собеседника не добиться, и интервьюер делает ставку на извечную готовность российского либерала покаяться и слезами чистыми умыться. Вот Германия признала свою вину и покаялась за Вторую мировую войну. «Не хочет ли Россия тоже извиниться за свои ошибки и признать СССР подельником Гитлера», — бросает пробный шар DELFI.
И получает в ответ сокрушительный удар:
«А Литва покаялась за массовое участие литовцев в Холокосте? Да? Что же вы тогда затравили и выдавили из страны Руту Ванагайте за книгу о том, что евреев Литвы перерезали сами литовцы?»
Это удар ниже пояса, от которого литовским властям уже не оправиться. Когда с позиций морального превосходства выступает страна, которая требует от других покаяния, а сама устанавливает мемориальные доски нацистским преступникам, это может вызывать только брезгливое недоумение.
Возразить на такое нечего, и выразитель позиции Литвы поспешно меняет тему. Но и по другим темам следует полный «облом»: литовская точка зрения доказательно опровергнута, возразить нечего, приходится перескакивать на другое…уж тут-то литовская позиция железобетонна…нет, и тут провал.
По мере разговора недоумение корреспондента перерастает в панику, паника переходит в истерику. Каждый второй вопрос начинается с фраз: но как же…но позвольте…вы же сами говорили… Познера перебивают, не дают закончить ответ, но тот всё равно жжет глаголом.
Россия не агрессивная страна, и она не собирается оккупировать страны Балтии. Корни конфликта с Западом — в сохранении расширения НАТО после холодной войны. Ситуации с Крымом бы не было, если бы не антироссийский переворот в Киеве с перспективой того, что в Севастополе вместо Черноморского флота РФ будет стоять 6-й флот США.
Сталин не несет равной ответственности с Гитлером за Вторую мировую войну. Кремль до последнего не хотел идти на договор о ненападении с Третьим рейхом и призывал Англию с Францией создать антигитлеровскую коалицию. Второй мировой могло бы вовсе не быть, если бы страны Запада не мечтали натравить Гитлера на Советский Союз.
«Советская оккупация» Прибалтики — вопрос сложный. И советский строй утверждали латышские стрелки, и по Литве я много ездил, — говорит Познер, — далеко не все литовцы проклинают то время и считают его оккупацией…
После таких слов знаменитому телеведущему точно запретят въезд в Литву: чтобы не слушал литовцев и не говорил.
Потому что завершает беседу Владимир Познер «убийственным» утверждением, что каким бы ни был Советский Союз, но Гитлера уничтожил именно он и никто другой, и мир должен быть благодарен русским за спасение от абсолютного зла нацизма.
За такую констатацию Познер точно будет переведен из идейных союзников в «кремлевские пропагандисты».