М.И. Скотти. «Минин и Пожарский», 1850. Стяг, который несет князь Пожарский, исторически достоверен
Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года, он происходил из древнего рода Пожарских, которые владели Стародубским удельным княжеством, но при Иване Грозном лишились части своих владений.
Во время правления царя Федора Ивановича пятнадцатилетний Дмитрий поступил на дворцовую службу, получив сначала чин «стряпчего с платьем», позже при Борисе Годунове его повысили до стольника. В это же время мать Дмитрия Мария Федоровна была назначена «верховной боярыней» при царской дочери Ксении Годуновой.
Когда в 1604 году началась война с Польшей и в пределы Русского государства вторглись отряды Лжедмитрия I, Пожарский отправился на войну. В это время сформировались его основные качества – решительность и верность воинскому долгу.
Впрочем, видимо и он не избежал ловушек, которые расставил самозванец, известно, что некоторое время Пожарский при нем исполнял обязанности стольника. Как пишет историк Руслан Скрынников, «о чем думал и что чувствовал тогда Пожарский, никто не знает».
Когда московская элита скинула Лжедмитрия I, и на трон взошел Василий Шуйский, Дмитрий Михайлович присягнул ему на верность. Первый бой с отрядом Тушинского вора близ Коломны проявил военные способности Пожарского – отряд литовцев был разгромлен наголову. Следующая победа на Владимирской дороге принесла Дмитрию Пожарскому звание воеводы, он получил назначение в Зарайск, поместье в Суздальском уезде и царскую благодарность.
Несмотря на то, что Василий Шуйский был крайне непопулярным политиком, Пожарский отказался участвовать в заговоре против него, который пытался организовать Прокопий Ляпунов. Он понимал, что перемена власти в разгар войны приведет к разрушительным последствиям.
После установления власти Семибоярщины, Пожарский участвовал в Первом ополчении и вместе с Прокопием Ляпуновым стоял у истоков его создания. Он поддержал жителей столицы во время мартовского восстания 1611 года, бился с поляками на улицах Москвы, и во время сражения на Лубянке был тяжело ранен.
Его соратнику Ляпунову не удалось сплотить дворянский лагерь, он был убит в результате заговора. Когда Пожарскому, находившемуся на лечении в Мугреевской вотчине, сообщили о смерти Ляпунова и неудаче первого ополчения, он долго не мог поверить, что всё проделанное, оказалось напрасным.
Поэтому с некоторым колебанием он принял предложение нижегородской делегации возглавить новое ополчение для борьбы с интервентами и изменниками. В начале марта 1612 года ополчение под руководством Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьма Минина выступило к Москве. Во время похода в него вливались новые отряды, и общими усилиями в конце октября 1612 года поляков и литву выдавили из столицы.
В решающей битве на Девичьем поле с отрядами гетмана Ходкевича воевода был на передовой и личным примером ободрял русских воинов.
Заслуги князя перед Отечеством были оценены еще при жизни. При венчании на царство Михаила Романова в 1613 году князю Пожарскому было пожаловано боярство и земли, во время коронации он нес символ российской государственности — державу.
После ратных подвигов Дмитрий Михайлович долгое время состоял на государевой службе. В честь чудесного заступничества иконы Казанской Божией Матери (список с которой перед походом на Москву был сделан по настоянию Дмитрия Михайловича) во время боев Второго ополчения с поляками за Китай-город и Кремль князь построил на Красной площади деревянный Казанский храм, ставший прообразом будущего Казанского собора.
Скончался Дмитрий Михайлович 20 апреля 1642 года, на шестьдесят четвертом году жизни. Был погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря Суздаля. Благодаря самоотверженному героизму Пожарскому, сумевшему в ответственный момент возглавить народное ополчение, нашему государству удалось сохранить свою государственность.