Изображение: psorf.ru
Пожары издавна были одним из самых страшный стихийных бедствий в жизни человечества. Особенно опасными они стали в городах, где люди жили тесно и скученно. И уж тем более они были максимально опасны в старинных русских поселения, сделанных почти полностью из дерева.
В Средние века в Москве крупные пожары случались каждые три-четыре года. Речь именно о стихийных пожарах, вызванных бытовыми и природными причинами, а не боевыми действиями. В мае 1636 года от такого случайного пожара выгорели даже Кремль и царский дворец. Через восемь лет еще один пожар в Москве уничтожил более 5 тысяч домов. Как писал летописец: «Выгорела Москва от Неглины до Чертольских ворот, и не осталось в Белом городе ни единого кола…».
В таких условиях государственная власть озаботилась созданием системы пожарной охраны в столице. В апреле 1649 года появился указ царя Алексея Михайловича, в котором впервые были подробно утверждены все способы и меры борьбы с пожарной опасностью. В историю России этот документ вошел как «Наказ о градском благочинии», то есть, если применять современную терминологию, «Приказ о городской безопасности».
Этот царский указ назначал персонально ответственных руководителей столичной пожарной службы в Москве: «Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быти в объезде в Белом Каменном городе, от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку, для береженья от огня… А только они учнут ездить оплошно, и их небереженьем учинится пожар — им от Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руси быть в великой опале».
Иван Андреевич Новиков был опытным управленцем, например, он был военным судьей во время походов против поляков. Его помощник по пожарной службе подьячий Викула Лукьянович Панов был потомком вологодских «ушкуйников» — волжских пиратов времен Золотой Орды, которые впоследствии стали «служилыми людьми» российского государства.
Изданный в апреле 1649 года царский указ предписывал Новикову и Панову сформировать из московских жителей пожарную службу и подготовить своеобразное ополчение на случай пожаров — «с десяти дворов по человеку, с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами». То есть каждые десять столичных домов в случае пожара должны были отправлять на тушение одного хорошо подготовленного и оснащенного человека.
Применялась даже специальная пожарная техника — как гласил указ, Новиков и Панов должны были следить, «чтобы пожиточные (то есть зажиточные, богатые) люди, для береженья от пожарного времени, держали во всех дворах своих водоливныя трубя медныя, и деревянныя ведра; а обычные люди держали с пяти дворов по трубе, а ведра были бы во всех дворах. А во дворах, по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою».
Руководители московской пожарной охраны Иван Новиков и Викула Панов согласно царскому указу должны были подготовить «уличных сторожей» на случай возгорания: «И учинить тому всему роспись, чтоб им в пожарное время с водоливными запасы быть готовым… И сколько с тех дворов уличных сторожей, по их росписи, с рогатины, и топоры, и с водоливными трубами будет, и кто именно у тех сторожей будут десятские, и то все росписать на роспись, и ту роспись принести к боярам, да такову ж роспись отдать в Земский приказ».
То есть указ создавал продуманную систему организации и подготовки пожарной службы. Отныне любые действия в случае пожара становились осмысленными и целенаправленными — «роспись» указывала, кто и где хранит различный противопожарный инвентарь, как создаются запасы воды для тушения, а также кто и как действует при пожаре, кому и как подчиняются группы противопожарного ополчения.
Именно царский «Наказ о градском благочинии» от апреля 1649 года впервые сформировал в нашей стране настоящую службу противопожарной охраны. Архивы не сохранили точной даты этого указа, и когда в XIX веке составлялось Полное собрание законов Российской империи, путем сличения всех доступных документов было решено считать указ вышедшим в последний день апреля.
Поэтому уже в наше время, в 1999 году, указом президента России «Об установлении дня пожарной охраны» было решено отмечать профессиональный праздник пожарников именно 30 апреля — в честь эпохального указа царя Алексея Михайловича, установившего систему «береженья от огня».