Китай уходит в отрыв

_________________


На американском военном портале Defence One натолкнулся на два доклада, которые прямо говорят о том, что Китай не только закрыл технологический разрыв с США, но и выходит вперёд. Радоваться тут не чему, приведенные цифры и выводы дают повод для размышлений в отношении нашего будущего.

Согласно недавнего доклада Фонда информационных технологий и инноваций (ITIF), ведущего внепартийного аналитического центра по вопросам технической политики, Китай развивается быстрее в инновационной и высокотехнологичной отраслях, чем Соединенные Штаты.

” В течение примерно десяти лет китайская экономика добилась значительного прогресса в области инноваций по сравнению с Соединенными Штатами", - сказал в своем заявлении Роберт Аткинсон, президент ITIF и ведущий автор доклада. "Опираясь на мощный, тоталитарный Арсенал государственной политики, Китай эволюционировал от копировального аппарата чужих инноваций к собственным и теперь является новатором в своем собственной стезе.”

В докладе делается вывод о том, что Китай сделал больше, чем любое другое правительство в истории, для продвижения инновационной экономики и последствия этого могут угрожать его соперникам.

Если исходить из “Плана сделано в Китае 2025, [стратегическая политика для модернизации своей производственной базы и созданию высокотехнологичных производств] в сочетании с недобросовестной меркантилистской политикой, не будет преувеличением предположить, что, в течение двух десятилетий, вероятно, мир без агрессивных действий, ведущих стран, таких как Европа, Япония, Корея, и США, столкнется с ситуацией в которой их передовые предприятия отрасли окажутся в гораздо более жесткой конкуренции, что приведет к уменьшению числа рабочих мест в разнообразных отраслях, таких как полупроводники, компьютеры, биофармацевтика, космонавтика, Интернет, цифровые средства массовой информации, и автотранспортные средства”, говорится в докладе.

Исследование ITIF, в котором рассматривались 36 различных показателей за последнее десятилетие, свидетельствует о том, что Китай сократил разрыв с Соединенными Штатами во многих областях.

Например, в 2008 году Китай произвел только 12 из 500 самых мощных суперкомпьютеров в мире, к 2018 году, Китай построил 227 суперкомпьютеров, по сравнению с 109, произведенными Америкой. Хотя Китай значительно увеличил это производство, в докладе отмечается, что суперкомпьютеры Китая по-прежнему, как правило, менее мощны, чем те, которые построены в Соединенных Штатах.

Из доклада следует, что исследовательские университеты играют решающую роль в национальных инновационных системах, и количество ежегодно получаемых университетских степеней может быть ключевым показателем будущего инновационного потенциала. В этом свете, ежегодно в Китае почти 7 миллионов студентов получают степень бакалавра 30% из которых в области инженерии против 5% таких студентов в США. Китай также увеличил число выпускников бакалавриата и магистратуры с 1,2 миллиона в 2004 году до 3,4 миллиона в 2014 году.

В Китае также наблюдается заметный рост в области информатики и инженерного образования. Страна выросла с 66%, от уровня США, на 2004 год, до 146% на 2014 год.

"Другими словами, по доле своего населения, Китай выпускает на 46% больше студентов со степенями в компьютерной и инженерной сфере, чем Соединенные Штаты”, - говорится в докладе. "Однако, естественнонаучные и математические степени показали более медленный рост, увеличившись лишь с 29 до 34% от уровня США за тот же период.”

Также увеличилось количество патентов, выданных Китаю. В период с 2006 по 2016 год ведомство США по патентам и товарным знакам (USPTO) увеличило число выданных этой стране патентов с 1 066 до более чем 11 000. По этому показателю страна превзошла все другие страны, кроме Тайваня, Германии и Японии. В частности, Китай добился значительного прогресса в области патентов, выданных USPTO, в области химических и информационно-коммуникационных технологий.

Высокоскоростные ЖД другая очевидная область быстрых инноваций Китая. После разработки агрессивной железнодорожной стратегии в 2004 году объем производства железных дорог в Китае “вырос более чем в шесть раз и почти втрое превысил объем производства в США” в период с 2006 по 2016 год.

Другие показатели, рассмотренные в отчете, включают использование промышленных роботов, ведущие инновационные компании, инвестиции в исследования и разработки и другие.

ITIF указывает, что Америке потребуется коренная перестройка национальной политики, чтобы "сохранить эту мантию лидерства" в технологическом пространстве, потому что нет никаких оснований полагать, что прогресс Китая замедлится в течение следующего десятилетия.

Так же, как в ответ на советский Спутник в начале 1960-х годов, “Соединенные Штаты должны сделать больше, чем присоединиться к союзникам, чтобы убедить Китай играть по правилам, он должен создать свою собственную надежную Национальную стратегию инноваций и конкурентоспособности”, - говорится в докладе.

 

Следующее исследование, в области технологии 5G, прямо показывает, что США уже проигрывают конкуренцию Китаю.

 

Сетевая технология 5G лежит в основе следующего этапа информационной революции и является ключевым полем битвы для определения того, какие страны возглавят цифровое будущее. На прошлой неделе Совет по оборонным инновациям - группа из частного сектора и ученых, консультирующих Министерство обороны США по технологическим вопросам, опубликовал доклад о сетях 5G, который должен послужить тревожным сигналом как для американских политиков, так и для общественности.

Так же, как сети 4G разблокировали мощности смартфонов и других подключаемых устройств, высокая скорость и низкая задержка в 5G создадут лучшие условия для “Интернета вещей”, связи с автоматизированными транспортными средствами и различными системами, а также увеличит поток данных, которые будут питать искусственный интеллект и машинное обучение. В то время как Соединенные Штаты когда-то имели преимущества 4G, развитие технологии 5G оказалось медленным из-за неоптимального распределения радиочастотного спектра, а так же обременения долгами беспроводных компаний и фрагментированного процесса разработки государственной политики в этой области. Между тем, Китай и его национальный телекоммуникационный чемпион Huawei продвинулись вперед, закрывая разрыв в 4G и превосходят Запад в развитии 5G.

Отрезвляющий вывод доклада прост и понятен: “страна, которая владеет 5G, будет владеть многими инновациями и устанавливать стандарты для остального мира...этой страной в, настоящее время, вряд ли станут Соединенные Штаты.”

Даже если не верить озабоченности американских политиков по поводу шпионажа и рисков безопасности китайского оборудования 5G—а некоторые из союзников, похоже, продвигаются вперед с установкой оборудования 5G от Huawei и других китайских поставщиков, существуют  более широкие последствия китайского технологического лидерства и его глобального воздействия. Ранее в этом месяце шесть бывших старших военных руководителей США выложили риски, связанные с китайской технологией 5G в области шпионажа, военных операций, прав человека и гражданских свобод.

В то время как администрация президента США рассматривала вариант  национализации сети 5G, чтобы противостоять китайскому продвижению, выход заключается не в том, чтобы попытаться “превзойти Китай". "Скорее, настало время, чтобы Соединенные Штаты вышли за рамки своего фрагментарного подхода к 5G и другим передовым технологиям, чтобы лучше понять технологическое воздействие и разработать согласованный набор стратегий для этих технологий.

Такие усилия необходимы, так как сочетание геополитики и технологий создает “геотехническую” конфронтацию, где открытые общества и авторитарные режимы конкурируют за установление технологических стандартов. На уровне Белого дома от исполнительной власти потребуется тщательная координация вопросов, которые затрагивают традиционные области, связанные с национальной безопасностью, экономической политикой и научно-технической политикой. Для Конгресса это потребует координации между судебным комитетом, по вооруженным силам, иностранным делам, разведке, торговле и науке. В правительственных постановлениях необходимо уделять больше внимания использованию опыта технологических и научных новаторов для интеграции технологических инноваций с разработкой политики.

Помимо скрещивания необходимо преодолеть разрыв между правительством и технологическими новаторами, чтобы правительство, национальные лаборатории, университеты и частный сектор объединились для передовых исследований и внедрения технологий. И, наконец, США должны работать с союзниками для обеспечения того, чтобы открытые общества возглавляли технологические инновации и устанавливали стандарты будущего. Эти подходы опираются на открытость и инновации — сильные стороны Америки и в то же время обеспечивают лучшую координацию технологического будущего, в отличие от чрезмерного регулирования.

В конце статьи делается вывод: Задача, поставленная китайским технологическим лидерством предельно ясна. Сейчас США должны думать не только о том, как смягчить эту угрозу из-за рубежа, но и о том, как вырасти для ее преодоления.

 

В 2018м году в статье "Последний срок" писал:

Цивилизация подходит к порогу нового технологического уклада, и переступит его так же плавно и не заметно, как и предыдущие, как раз в 2020-2024 годах. Озвученные Путиным новые разработки одни из его составляющих, так же как и достижения нанотехнологий, биотехнологий, искусственного интеллекта (нейросети), массовая роботизация и развитие виртуальной реальности.

Если Россия сформирует хотя бы часть стандартов этого нового технологического уклада у Запада наступит стадия торга. Путин прекрасно понимает эту ситуацию: «В мире происходят кардинальные технологические перемены, по своему масштабу они сопоставимы с эпохами промышленных революций и научных открытий, которые радикально меняли уклад жизни людей на нашей планете. Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями, знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны, без всякого преувеличения».

В американских докладах указан принципиальный момент: Что бы задавать стандарты нового технологического уклада стране необходима принципиально новая национальная политика в симбиозе с передовыми технологиями. Скорость обмена данными и искусственный интеллект (машинное обучение) выводят человечество на новый уровень, где старые схемы управления справляться уже не будут.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (всего голосов: 7).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА