В Эстонии был продан крупнейший нефтяной терминал AS Vopak E.O.S. (VEOS) из-за серьезных экономических проблем, а также санкционной политики Европейского союза. Немалую роль сыграли контрмеры России.
Владельцы терминала VEOS (Global Ports и Royal Vopak) отказались содержать нефтяное предприятие и продали его фирме Liwathon в связи с проблемностью актива в свете новой нефтетранзитной политики России, пишет «Sputnik Эстония».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров рассказал в интервью РИА Новости, что в последние годы предприятие несло серьезные убытки, совокупный объем которых превысил 200 миллионов евро к закрытию.
По словам эксперта, актив прибалтов был проблемным. Только в 2018 году его доход снизился более чем на 40%...В последние три года компания работала в убыток. В связи с этим, продажа нефтетерминала была ожидаемым решением.
Бурмистров отметил, что на ситуацию с убытками эстонского предприятия повлияла санкционная борьба Запада с Россией. Давление европейских стран и США вынудило Москву принять контрмеры для защиты своей экономики от влияния западных стран.
«Сейчас российское правительство и «РЖД» предпринимают масштабные усилия, чтобы проводить перевалку нефтепродуктов не в прибалтийских портах, а в своих собственных. Поэтому предприятие продано, в том числе из-за России», - считает аналитик.
Транзитная политика РФ лишила эстонский терминал возможности загрузки российским сырьем, считает эксперт. По его оценке, стоимость нефтетерминала при продаже составила порядка 150 миллионов евро. Отметим, что эта сумма совсем небольшая для столь крупного терминала с международным именем.
На данный момент Global Ports при планировании бизнеса собирается делать ставку на РФ, развитие неконтейнерных терминалов и на снижение долговой нагрузки.
Информационное издание «Sputnik.Эстония» напомнило, что VEOS является крупнейшим независимым оператором терминалов по перевалке нефтепродуктов стран Балтии. Мощности предприятия позволяют хранить свыше одного миллиона кубометров продукции в незамерзающем порту Мууга.
В условиях нормальных отношений с РФ компания не имела больших проблем. Однако изменение политической ситуации и перенаправление транзита с балтийского региона на Усть-Лугу и другие порты России нанесли ощутимый удар по экономике предприятия. Совладелец терминала Vopak признавал ранее, что на прибыль компании повлияла также возросшая конкуренция с новыми терминалами в Балтии.
Ранее бывший мэр Таллинна Эдгар Сависаар призвал президента Эстонии Керсти Кальюлайд спасти рыбную промышленность страны переговорами с главой РФ Владимиром Путиным во время визита в Москву, назначенного на 18 апреля.