Итоги стычек подтверждают выводы прежних учений: российские самолеты уверенно превосходят западные аналоги.
Александр Запольскис
Военное столкновение между Индией и Пакистаном, вне зависимости от причин и возможных последствий, имеет и другую важную интересную сторону. Противники оснащены преимущественно разным вооружением, что особенно наглядно проявляется в их ВВС.
Таким образом, конфликт в определенном смысле еще дает (или даст, тут как получится) возможность практически сравнить возможности российских и НАТОвских самолетов.
На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий: одна — Су-30К, три — МиГ-23, четыре — «Ягуар», шесть — МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать) и четыре — МиГ-21.
В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях: 14 эскадрилий МиГ-21 (120 самолетов МиГ-21 индийцы намереваются эксплуатировать до 2019 года), одна — МиГ-23МФ и УМ, три — МиГ-29, две — «Мираж-2000», а также 8 эскадрилий самолетов Су-30МК.
В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (8 машин) и одна — МиГ-25Р (6 самолетов), а также по два самолета МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737. В состав авиации РЭБ входят: 3 американских «Гольфстрим III», 4 самолета «Канберра», 4 вертолета HS-748, 3 самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.
ВВС Пакистана эксплуатируют четыре основных типа боевых самолетов. Новейшие -истребители-бомбардировщики JF-17 «Тандер» совместной китайско-пакистанской разработки. Ими вооружены 16-я и 26-я эскадрильи. На вооружение 5-й эскадрильи в 2010 году поступили современные американские многоцелевые истребители F-16C/D. 9, 11 и 19-я эскадрильи летают на более старых самолетах F-16A/B.
Самыми массовыми боевыми самолетами ВВС Пакистана стали «Мираж» III и «Мираж» V – в строю находится свыше 150 самолетов различных модификаций. Эти устаревшие машины прошли несколько модернизаций и остаются на вооружении 8, 15, 22, 25 и 27-й эскадрилий. Ненамного уступает «Миражам» численность парка истребителей F-7P/PG — китайских модификаций советского МиГ-21. Ими вооружены 2, 14, 17, 18, 20 и 23-я эскадрильи.
На данный момент счет считается как 1:0 в пользу Пакистана. По представленным кино и фото материалам, Исламабад "показал" обломки, как минимум, одного индийского МиГ-21 и задержанного после катапультирования пилота, которого, впрочем, уже передал индийской стороне. В свою очередь, индусы утверждают об уничтожении одного пакистанского F-16, но тот якобы упал на пакистанской территории, потому в доказательство они приводят лишь обломки запущенных с него ракет AIM-120.
Однако прочие, в том числе близкие к военным неофициальные источники, говорят, что последние трое суток в небе над Кашмиром "было жарко". После террористической атаки на конвой индийской армии, в которой погибло 40 военных, Нью-Дели нацелили свои ВВС на нанесение ударов возмездия по наземным целям террористов, находящихся "в пакистанской зоне" спорных территорий, тогда как авиация Исламабада решала задачи захвата и удержания господства в воздухе для пресечения индийских ударов.
Таким образом, пакистанцы имеют ощутимое тактическое преимущество. Однако, даже задействовав в сумме 24 самолета, в том числе 8 истребителей F-16, 4 - Mirage-3 и 4 истребителя собственного (совместно с Китаем) производства JF-17, они свою главную оперативную задачу решить не смогли.
Индийские ВВС силами всего восьми машин (4 Су-30МКИ, 2 - Mirage-2000 и 2 МиГ-21), все что считали нужным, разбомбили. Одна машина, конечно, потеряна, однако в описанных условиях и при фактическом соотношении сил результат считать поражением никак невозможно. Скорее он говорит о прямо противоположном и подтверждает итоги многочисленных совместных учений ВВС Индии с армиями других стран, в том числе, членов НАТО.
В 2005 году на индийско-сингапурских учениях Sindex-Ankush индийские Су-30МК, как в одиночных, так и в групповых боях (вплоть до 5 на 5) выиграли все 10 боев с сингапурскими F-16С и 8 из 10 схваток с американскими F-15. Годом ранее они же на американо-индийских учениях Cope India 2005 также забрали абсолютное большинство побед с американскими тяжелыми истребителями.
Индия военные соревнования с разными противниками продолжила, проведя до 2017 года свыше десяти учений с ВВС более 20 стран, включая США, Великобританию, Францию, ФРГ и ряда других стран, оснащенных техникой "западного" производства, такой же, как у своего главного геополитического противника – Пакистана.
Особенно показательными оказались учения Indradanush-2015 на британской авиабазе Конингсби, где индийские пилоты раз за разом опрокидывали стандартную НАТОвскую тактику ведения воздушного боя на дальних (в худшем случае, средних) дистанциях, успешно навязывая ближний бой, к которому техника и пилоты Альянса оказывались решительно не готовы.
Западная ставка на преимущество в возможностях самолетов ДРЛО и дальнобойных ракет воздух-воздух (в том числе AIM-120 AMRAAM) эффективно нивелировалась превосходством российских машин в радиоэлектронной невидимости и мерами РЭБ, позволявшими индийским пилотам оставаться незамеченными до минимальных дальностей, с которых они вступали в ближний бой, где Су-30, даже в экспортном исполнении Су-30МКИ, решительно превосходили практически все классы машин противника в маневренности. Впрочем, эксперты отметили и превосходство индусов в пилотажной выучке, ряд побед они одерживали на устаревших французских "миражах".
Но буквально "бомбой" предстал модернизированный МиГ-21 "Бизон". Оставаясь все той же физически относительно компактной и маневренной машиной, он получил новую РЛС переднего обзора, новое оборудование постановки помех, новый комплекс внешних датчиков и ряд других новинок. В том числе прицельное оборудование и возможность применять весь ассортимент современного ракетного вооружения. Получилось нечто невероятное.
Машины, которые в Пентагоне давно предлагали в балансе не учитывать ввиду их фатальной устарелости, американцев и британцев буквально разгромили. Бортовые средства РЭБ уверенно срывали захват станций наведения оружия самолетов F-15C на больших и средних дальностях, тем самым, исключая возможность применения по ним дальнобойного ракетного оружия.
Ну, а добравшись до дистанции кинжального удара, "Бизоны" рвали "орлов" на лоскуты благодаря преимуществу в тяговооруженности и пилотажным возможностям, в том числе, за счет меньших радиусов виража и больших скоростей его выполнения. И уж совсем неприятным шоком для ВВС США стало сочетание нашлемной системы наведения с ракетой Р-73, до того считавшееся принадлежностью только МиГ-29.
Нет, конечно, неудачи у индусов случались тоже. Но на один потерянный свой (по официальному ранжиру, машину лишь второго поколения), они уверенно забирали девять самолетов противника, относящихся к истребителям четвертого поколения.
Впрочем, Су-30 тоже показали "что такое мать Кузьмы". Выяснилось, что вне прямой зрительной видимости они с F-15C друг друга обнаруживают на одинаковой дальности, но цикл прицеливание/захват цели/пуск осуществляли на треть быстрее, потому стреляли раньше и быстрее переходили к режиму уклонения от встречной атаки, тем самым значительно чаще побеждая в воздушном бою. Ну, а прорвавшись на дальность "до 3 километров", они противника просто "делали".
Понятное дело, никто из участников всех своих возможностей не раскрывал, так что итоги учений прошедшего десятилетия следует принимать с известной долей скептицизма. Однако нельзя отрицать два момента. Во-первых, с "западной" стороны "играли" полностью боевые самолеты, тогда как с "индийской" российские "экспортные" версии.
Во-вторых, даже с учетом этого командование НАТО признало, что для уверенной победы в воздушном бою против ВВС Индии США должны иметь не менее чем полуторакратное превосходство.
И вот теперь все ранее упомянутые результаты проходят проверку реальным боем. Пока соотношение "1 к 2-3 для сдерживания индусов" явно подтверждается. Из чего напрашиваются и определенные выводы на тему реального баланса между ВКС РФ и ВВС НАТО.
Запольскис Александр