Ниссан, Мицубиши и Рено разворованы руководством

__________________________________________


В штаб-квартире корпорации Nissan Motor генеральный директор компании Карлос Гон был арестован в понедельник при драматических обстоятельствах. Локомотив тройственного союза между Renault, Nissan и Mitsubishi Motors якобы занижал свои доходы и злоупотреблял ресурсами компании.

В тот же вечер на пресс-конференции президент Nissan Хирото Саикава, избранный преемником Гона, был вынужден отвечать на вопросы по поводу «дворцового переворота». «Это за пределами моего понимания», – сказал он, объяснив падение Гона «серией должностных преступлений».

А ведь это не первый и не второй скандал за последнее время с крупнейшими корпорациями Японии.

Одним человеком, которому, безусловно, не хватает понимания ситуации, является президент Франции Эммануэль Макрон, чье правительство владеет 15 процентами акций Renault. Макрон пытается убедить свой народ в достоинствах капитализма, а глобальных инвесторов – в преимуществах его экономической модели. Однако вспомним о говорившем то же самое Синдзо Абэ, чей шестилетний план подъема японской экономики только что рухнул, вместе со вторым по величине автопроизводителем страны.

Несмотря на то, что дефляционные факторы по прежнему остаются в силе, «абэномика» хотела записать себе в заслуги тот факт, что уровень эффективности корпоративного управления якобы повысился, — и это подавалось главным достижением реформы. Меры по «интернационализации практики управления» и «увеличению прозрачности», как заявляли представители экономической команды премьер-министра Абэ, возрождают жизненную силу Японии.

Возможно даже, что так и было, но лишь до того момента, когда еще один символ мощи корпоративной Японии, как здесь говорят, «потерял лицо». Присоединение Nissan к этому корпоративному параду позора может многое сказать о том, почему экономическая реформа Синдзо Абэ застряла «на второй передаче».

Нынешний скандал вокруг компании уже не первый в этом году. В июле она оказалась замешана в нашумевшей истории с инспекцией транспортных средств, которая выявила серьезные нарушения в компаниях Mazda Motor, Subaru Corp, Suzuki Motor и Yamaha Motor.

И тем не менее, кризис, связанный с Гоном, стал поистине обескураживающим примером того, что японская экономическая политика не дает ответов на главные вопросы. Средства массовой информации всего мира пестрят захватывающими дух заявлениями по этому поводу. Все старые проблемы никуда не исчезли: продолжается поток плохих новостей вокруг усилий Tokyo Electric Power, направленных на дезактивацию в Фукусиме; генеральный директор компании Takata Сигехиза Такада по-прежнему занимает свой пост, после 20 смертельных случаев во всем мире, предположительно связанных с неисправностью подушек безопасности; снова опубликована слабая статистика по корпорации Kobe Steel; вскрыты махинации в компании KYB Corp., специализирующейся на производстве амортизаторов.

Вполне ожидаемой стала реакция на арест Гона: многие задаются вопросом, может ли «гайдзин»-менеджер рассчитывать на справедливый суд в Японии. Гон, гражданин мира, француз, родившийся в Бразилии и выросший в Ливане, олицетворяет образ «человека из Давоса». Его революционная реформа в Nissan сделала Гона одним из самых известных и почитаемых менеджеров в стране. Легендарная личность, он даже стал героем серии манга-комиксов.

Один из поводов для конспирологических предположений заключается в том, что масштабные махинации и мошенничество в компаниях Olympus и Toshiba не привели к лишению свободы их лидеров, как это произошло с Гоном и членом совета директоров Nissan Грэгом Келли, только потому, что там речь шла о японцах. То же касается и руководителей корпораций Takata и Tepco, чьи действия поставили под угрозу жизни многих людей.

В 2011 году, когда тогдашний генеральный директор Майкл Вудфорд забил тревогу, сообщив о мошенничестве в компании Olympus на сумму 1,7 миллиардов долларов, акционеры, похоже, сильно рассердились на него за то, что скандал приобрел публичный характер, а не остался внутри корпорации. Вудфорду, британскому гражданину, вскоре было указано на дверь.

Давно живущий в Японии журналист и автор криминальных романов Джейк Адельстайн утверждал в своей колонке в газете Daily Beast, что скандал вокруг Гона показывает, как «корпорация Япония» делает из иностранцев козлов отпущения в рамках своих запоздалых усилий по борьбе с коррупцией.

Тем не менее, если уголовное дело возбуждено на законных основаниях, это означает, что органы внутреннего контроля и аудиторы не смогли заметить, что Гон манипулирует со своими декларациями о доходах на протяжении не менее пяти лет. Это вызывает очевидный вопрос: как такое возможно?

Хронический беспорядок, царящий в японских корпорациях, стал препятствием для шестилетнего плана правительства Абэ по восстановлению инфляции. (Да-да — Япония старается добиться инфляции побольше, чем у них есть. Вам рассказывали, что инфляция — зло для экономики? Вас обманули.)

Политика дешевых денег и слабой йены, которую проводил Абэ, повысила прибыль и индекс Nikkei 225 на 114 процентов за время его правления. Однако, ему не удалось добиться позитивного цикла повышения заработной платы, необходимого для обеспечения устойчивого роста и обслуживания самого тяжелого в мире долгового бремени.

Снижению реальной заработной платы с учетом инфляции на 0,4 процента в сентябре 2018-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года предшествовало еще более значительное снижение, на 0,7 процента, в августе. Такая траектория является плохим предзнаменованием для показателя потребительских расходов и для достижения Банком Японии своего 2-процентного целевого показателя инфляции.

Компании, имеющие высокие прибыли, предпочитают накапливать средства, а не делиться ими с сотрудниками. Почему? Просто потому, что они имеют возможность так поступать. Неэффективность на всех уровнях управления в японских корпорациях прикрывает факты массированного воровства руководства. Производительность труда растет медленно, уровень инноваций не впечатляет, а традиционная круговая порука, которая блокирует любые перемены, распространена так же широко, как и прежде.

Nissan – это лишь очередной пример того, как изолированная и непрозрачная корпоративная система стремится увековечить собственную неэффективность. И это несмотря на то, что во главе компании уже в течение почти двадцати лет стоит харизматичный не-японец.

В своем заявлении для прессы, президент Саикава выступил против затянувшегося правления Гона и его властного стиля руководства. Саикава даже сказал, что Гон якобы «воображал себя императором Nissan, в то время как настоящий император Японии, Акихито, готовится к своему отречению от престола».

Однако, Nissan – это лишь отражение более масштабной проблемы. Изоляционистская, ориентированная вовнутрь экономическая модель делает такие корпорации как TEPCO, Takata, Olympus и Nissan невосприимчивыми к быстрым переменам в глобальной экономике. Те, кто захочет понять, почему Токио не может вернуть прежний темп роста за счет мер «абэномики», найдут множество подсказок в Йокогаме.

Материал: https://masterok.livejournal.com/4936666.html

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

реклама 18+

 

 

 

___________________

 

___________________

 

_________________________