Вопреки ожиданиям Европы, российская экономика не оказалась в тяжелом положении. Напротив, она имеет благоприятную тенденцию развития. Этому способствовал ряд причин, но в основе лежит принятие мер по дедолларизации внутренней экономики. Известно, что важнейшей экспортной продукцией России являются нефть и природный газ, а Китай — один из главных покупателей.
До этого в торговле между двумя странами все расчеты должны были происходить в долларах, но с прошлого года Россия начала активно способствовать использованию юаня при торговле энергоресурсами между Россией и Китаем. В частности, Китай уже начал развивать систему трансграничных платежей в юанях под названием CIPS, которая способна идти в обход системы SWIFT, где главной валютой является доллар. CIPS позволяет обоим участникам торговой сделки напрямую использовать китайский юань для осуществления международных платежей и проведения расчетов.
Согласно статистическим данным, представленным таможней обоих государств, в настоящее время в России доля импорта китайских товаров с использованием юаня повысилась до 15%, а четыре года назад, в 2014 году, она не достигала и 5%. Несмотря на это, использование юаня в торговых сделках Китая и России неуклонно растет.
Начинать всегда трудно. Темп расширения области использования юаня для проведения расчетов становится более быстрым. Примечательно, что вслед за увеличением доли юаня в торгово-экономических связях обеих стран его доля также начинает расти и в собственных валютных резервах России. Согласно официально опубликованным российским данным, Центробанк РФ сокращает долю доллара и евро в валютных резервах, увеличивая китайский юань.
За последние три года количество активов с привлечением юаня увеличилось в пять раз и теперь составляет 5%, лишь во второй половине прошлого года Центральный банк РФ произвел крупную покупку в размере 80 миллиардов юаней, тем самым пополнив свои валютные резервы. В противоположность этому доля доллара в валютных резервах России непрерывно снижается, и сейчас она не достигает и 44%, то есть впервые составляет меньше половины.
Можно сказать, что доля юаня по-прежнему слишком мала, а доллар все еще в восемь-девять раз превосходит юань. Однако необходимо иметь в виду, что сейчас юань находится на стадии интернационализации, и это не просто лозунг. Для юаней, сосредоточенных в руках иностранцев, должны иметься надежные инвестиционные каналы. Основным международным товарам необходимы рынки, в которых ценообразование происходит с опорой на юань.
Сейчас мы запустили фьючерсы на железную руду и нефть в юанях, международную платежную систему, валютой которой стал юань. Все это показывает, что китайский денежный стандарт уже выполняет объективные условия для интернационализации и превращения в основную расчетную валюту в мире. На протяжении долгого времени Соединенные Штаты за счет господства собственного доллара оказывали колоссальное давление и перекрывали кислород другим странам, сейчас же они столкнулись с серьезным вызовом. В настоящее время не только юань, но и евро готовит собственную систему международных платежей.
Такие страны, как Иран, Турция, Венесуэла, уже отказались от использования доллара для осуществления международных торговых расчетов. Сейчас, помимо доллара, каждая страна имеет куда больший выбор валюты для совершения платежей, и эта тенденция становится все более отчетливой. Мы верим, что недалеко то время, когда китайский юань окажется в центре мировой финансовой арены.
Источник: Sohu