Крымская война, в которой проявились отвага и мужество русского солдата и моряка, в то же время выявила слабые стороны армии и флота. Военные историки прямо говорят, что эта война «показала полную его [флота] несостоятельность и в материальном отношении, и в подготовке к искусству ведения морской войны личного состава».
Перед Россией стояла большая задача по переустройству флота и замене устаревшего парусного деревянного флота на паровой. Боевые действия на море в Крымской войне обнаружили уязвимости деревянных судов от снарядов корабельной артиллерии и зажигательных гранат.
Корабельный инженер Степан Чернявский, руководитель программы кораблестроения в период перехода к железным броненосным судам, разработал проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм.
Строительство нового корабля началось в мае 1861 года на столичном заводе Карра и Макферсона, работами руководил инженер Прохоров. И уже в 27 сентября (9 октября) этого же года корабль был спущен на воду. Поскольку он являлся первым кораблем Российского императорского флота, при строительстве которого в определенной степени был учтен опыт Крымской войны и на нем установлена броня, создатели дали ему имя «Опыт».
Броня корабля защищала единственное 196-мм бомбическое орудие и прикрывала котлы и механизмы.
Лодка водоизмещением 270 тонн, длиной 39 метров, шириной 6,8 метров была зачислена в состав Гвардейского экипажа в 1862 году. «Опыт» в соответствии с названием стал тестовым образцом: на нем проводили испытания шестовых мин и шеста, на котором крепилась мина.
Предполагалось, что корабль станет выполнять ту же функцию, что и береговая артиллерия, и будет вести огонь со стационарной позиции. Испытания, в ходе которых орудие «Опыта» потопило шхуну «Метеор», позволило экспертной комиссии сделать следующее заключение: «...идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных... Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна...».
В 1875 году на «Опыте» испытывались приборы автоматического управления стрельбой системы Давыдова, в 1883 году корабль, переименованный в «Мину», тестировал торпеды, минные заграждения, запалы различных систем и других вспомогательных устройств, в 1901 году судно принимало участие в опытах Попова по налаживанию радиосвязи между кораблями.
Во время Первой мировой войне корабль обеспечивал навигационную безопасность плавания кораблей и судов в Финском заливе.
После октябрьского переворота корабль вошел в состав Красного Балтийского Флота, в 1922 году был продан Финляндии на металлом.