Черные рабовладельцы

_______________

 

Во всех американских городах, основанных в колониальное время, есть места, привлекающие туристов. Не погрешу против истины, сказав, что в северо-каролинском городе Нью-Берн таких мест больше, чем во многих других.

Я имею, конечно, в виду не большие города, как, скажем, Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Чарльстон, Саванна, Новый Орлеан, а небольшие, к каковым относится и Нью-Берн, который насчитывал (согласно переписи населения 2010 года) 29524 жителя. Это второй старейший в Северной Каролине город. Его основали в 1710 году иммигранты из Швейцарии и назвали в честь столицы страны, из которой уехали.

Сегодня в Нью-Берне 164 дома занесены в список исторических объектов, охраняемых государством. Один из них – двухэтажный дом, построенный в 80-е годы XVIII века и принадлежавший богатому купцу Джону Райту Стенли, корабли которого поставляли повстанцам провиант и боеприпасы во время Войны за независимость.

Одним из девяти детей Стенли-старшего был сын, рожденный в 1774 году негритянкой. При рождении Джон Карратерс Стенли принадлежал Александру и Лидии Стюарт, которые были близкими друзьями его отца. Владельцы отдали юного Джона в ученики к парикмахеру, а затем помогли открыть собственную парикмахерскую. Когда Джону был 21 год, Стюарты решили даровать ему свободу. Суд графства Кравен одобрил их решение. Но Джон обратился за соответствующим одобрением в легислатуру штата, и законодатели Северной Каролины подтвердили решение местного суда. В 1798 году 24-летний Джон Карратерс Стенли стал свободным негром. Вскоре он выкупил у Стюартов свою жену Китти и двоих сыновей, а затем и брата жены.

Тогда же Джон Карратерс Стенли купил двоих чернокожих помощников, и это были его первые рабы. Со временем он стал одним из крупнейших рабовладельцев в графстве Кравен. Перепись населения 1830-го года зафиксировала: ему принадлежали 163 раба. К этому времени Стенли владел сетью парикмахерских, занимался куплей-продажей недвижимости, его рабы трудились на трех хлопковых плантациях. Джон Карратерс Стенли был одним из многих чернокожих рабовладельцев, таковых в Америке были тысячи. Хотя, конечно, не все разбогатели как Стенли. Черные рабы были во всех 13-ти колониях, и во всех 13-ти были свободные негры, которые владели рабами.

Джеймстаун – первое постоянное поселение англичан в Северной Америке – был основан в 1607 году в нынешней Вирджинии. В 1620-м было основано поселение Плимут в нынешнем Массачусетсе. А в 1654-м была зарегистрирована первая покупка свободными неграми чернокожего раба. Возможно, были и более ранние покупки. Но историк Р.Хеллибертон, занимавшийся историей свободных негров в Америке, называет 1654-й год, поскольку имеется документальное свидетельство: местный суд в колониальной Вирджинии одобрил покупку Энтони Джонсоном и его женой Мэри чернокожего Джона Кэстора. Суд подтвердил, что он продан им на всю жизнь.

Сведения о том, что свободные негры владели черными рабами официально зафиксированы в Бостоне в 1724 году, в Коннектикуте – в 1783-м. В 1790 году в Мэриленде 46 афроамериканцев владели 143-мя рабами.

Историк-афроамериканец Картер Вудсон, автор множества работ, написал в 1924-м году статью “Свободные негры – владельцы рабов в Соединенных Штатах в 1830 году”. Опираясь на данные переписи 1830-го года, Вудсон называет с абсолютной точностью число свободных негров и число принадлежавших им черных невольников. В 1830 году в Америке было 319 599 свободных негров (13,7 процента от общего числа негров в стране). 3776 свободных негров были рабовладельцами. Им принадлежали 12907 черных рабов.

Томас Прессли, профессор Университета Вашингтона, воспользовался данными статьи Вудсона и дополнил их. В статье “‘Известный мир’ свободных черных рабовладельцев” он писал, что в 1830 году в Южной Каролине 43 процента свободных негров владели рабами, в Луизиане – 40 процентов, в Миссисипи – 26, в Алабаме – 25, в Джорджии – 20 процентов.

В названии статьи слова “Известный мир” не случайно взяты в кавычки. Статья Прессли была напечатана в 2006 году. А тремя годами раньше увидел свет исторический роман “Известный мир”, принесший его автору Эдварду Джонсу Пулитцеровскую премию. Действие романа разворачивается в Вирджинии в придуманном автором графстве Манчестер. В нем живут тридцать четыре негритянские семьи и восемь из этих семей владеют черными рабами, причем бывшему рабу Генри Таунсенду принадлежат 33 невольника…

Многие читатели были в недоумении: могло ли такое быть? Со школьной скамьи им было известно о белых работорговцах и белых рабовладельцах. И – вдруг! – оказывается, что и афроамериканцы были рабовладельцами и работорговцами.

Случись роману “Известный мир” выйти в свет не в начале XXI века, а в первой половине ХХ, подобных вопросов не возникло бы. Потому что в то далекое уже время американские историки не скрывали исторических фактов. Ситуация изменилась в 50-60-е годы – с началом правозащитного движения, когда во всех бедах афроамериканцев начали обвинять исключительно белых. Статья Вудсона “Свободные негры – владельцы рабов” была опубликована, как мы знаем, в 1924 году. Сомнительно, чтобы он написал такую статью пятьдесят лет спустя.

“Известный мир”, о котором повествует Джонс, совершенно неизвестен современному читателю. Что же касается статьи профессора Прессли, то она опубликована в “Журнале Африкано-Американской истории”, предназначающемся исключительно специалистам. В прежние времена о существовании негров-рабовладельцев было широко известно, и статьи о них публиковали такие журналы, как “The North American Review”. В 1905 году этот старейший в стране литературный журнал опубликовал статью Калвина Уилсона о чернокожих рабовладельцах. Вот лишь некоторые примеры.

…Негр из графства Тримбл (штат Кентукки) продал сына и дочь… Негр из Мэриленда продал в рабство своих детей, чтобы купить жену… Негритянка Дилси Поуп, жившая в Коламбусе (штат Джорджия), купила мужа, а когда он ее оскорбил, продала… Фэнни Кэнеди из Луисвилла (Кентукки) угрожала мужу, что, если он не бросит пить, то будет продан… Северокаролинец продал своего отца за то, что тот критиковал его. “Пусть-ка старик поработает на кукурузных полях у Нового Орлеана. Там его научат хорошим манерам”, – сказал сын.

Первые рабы Уильяма Эллисона были подручными хозяина, владевшего мастерской, выпускавшей хлопкоочистительные машины. Об этом интереснейшем человеке повествует книга “Черные хозяева”, написанная историками Майклом Джонсоном и Джеймсом Роарком. Она вышла в свет в 1984 году в твердой обложке, в 86-м – в бумажном переплете, и с тех пор не переиздавалась. Она мало кому известна, и об этом стоит пожалеть. Герой заслуживает, чтобы о нем знали не только единицы, интересующиеся историей афроамериканцев.

Эллисон родился в 1790 году у белого отца-рабовладельца и матери – черной рабыни в городке Стейтбург в центре Южной Каролины. Отец, владевший плантацией хлопка, назвал сына Эйприл. Парнишке было 12 лет, когда отец отдал его в ученики к Уильяму Макгрейту, который изготовлял хлопкоочистительные машины.

Эли Уитни изобрел коттон-джин в 1793 году в Джорджии, и это была революция в обработке хлопка-сырца. Одна машина заменяла труд десятка работников, занимавшихся вручную отделением волокон хлопка от семян. Каждый плантатор стремился приобрести такую машину. Некоторые умельцы взялись за изготовление коттон-джина собственными силами.

Эллисон работал у Макгрейта до 1816 года. К этому времени 26-летний раб научился всему, чему только можно. Он мог изготовить любую часть машины, мог заменить изношенную деталь новой. Он ездил по вызовам к тем, кто купил коттон-джин у Макгрейта, если им требовался ремонтник. Он оформлял заказы и расплачивался по счетам. И, зарабатывая гроши, он копил деньги. Эллисон скопил достаточно, чтобы уплатить выкуп и стать свободным.

8 июня 1816 года Эйприл Эллисон предстал вместе со своим владельцем-отцом перед судьей. Судье следовало решить, одобрить ли просьбу рабовладельца об освобождении раба. И 26-летний Эйприл Эллисон стал свободным человеком. Но этого было ему недостаточно. Он хотел избавиться от имени Эйприл, которое однозначно выдавало в нем бывшего раба. Отец разрешил ему взять его имя – Уильям, но разрешения отца было недостаточно. И Эйприл Эллисон вновь обратился в суд. 20 июня 1820 года 30-летний свободный негр Эйприл Эллисон стал Уильямом Эллисоном. К этому времени он уже построил собственную мастерскую по изготовлению и ремонту хлопкоочистительных машин и купил двух чернокожих помощников – 26-летнего и 45-летнего.

Проводимые раз в десять лет (согласно Конституции) переписи населения зафиксировали рост числа рабов у Эллисона: 1820 год – 2 раба, 1830-й – 4, 1840-й – 30, 1850-й – 36, 1860-й – 63… Он владел овощной плантацией, ему принадлежала сеть магазинов… Эллисон был в графстве Самтер не единственным негром-рабовладельцем. Но ни у кого, кроме него, не было за год до начала войны Севера и Юга столько рабов, сколько у Уильяма Эллисона, которому исполнился 71 год, когда началась война. Он умер в первый год войны – 5 декабря 1861 года.

После войны, когда свободными стали все негры, те из них, кто решил заняться политикой, стали республиканцами – членами победившей партии. Сыновья Уильяма Эллисона – Генри и Уильям-младший – записались в местный Клуб Демократической партии, членами которого, кроме них, были только белые.

 

Рейтинг: 
Пока нет голосов.

Категории:

Источник: 

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА