Недавно я публиковал присланную читателем вакансию на геймдизайнера, специалиста по созданию игр. Народу откликнулось много, так что Давид Есаян, руководитель большого проекта в одной из главных компаний российской игровой индустрии, решил написать небольшой ликбез по карьере в мире компьютерных игр.
Публикую письмо в надежде, что после его прочтения в российский геймдев придут новые кадры – в том числе и те, которые раньше даже не думали о работе в этом направлении.
Карьера в геймдеве
Российский геймдев научился зарабатывать деньги. Да, в России пока не разрабатывается игр уровня Witcher 3 или Kingdom Come (и это обидно), но больше половины выручки игровая индустрия делает в мобильном сегменте, и в нём позиции российских разработчиков очень неплохи.
Неплохи, но и нельзя сказать, что очень хороши. Учитывая, что IT явно относится к нашим сильным сторонам – можно было ожидать большего.
Так что же мешает? Я уверен, что проблема в кадрах. Российский геймдев – довольно узкая тусовка. Не то чтобы все всех знают, но всё же это лишь несколько тысяч человек. Это выливается в острейший дефицит кадров – даже типовые вакансии закрываются с огромным трудом.
Почему так получается? Потому что до недавнего времени в геймдев шли преимущественно энтузиасты. Люди, которые с детства в буквальном смысле грезили разработкой игр.
К сожалению, таких людей очень мало. Современная игровая индустрия взрослеет: это уже давно не стартапы, а средние и крупные компании, с сотнями и даже тысячами сотрудников различной специализации. Нужно всё больше программистов, художников, тестировщиков, геймдизайнеров, продуктовых аналитиков.Конечно, игровые компании стараются нанимать людей с опытом, и борьба за такие кадры идет очень активная. Но опыт показывает, что толковый джуниор может при правильной мотивации за пару лет стать мидом, а еще за пару-тройку лет – синьором. Поэтому многие компании, в т.ч. и наша, активно ищут молодых ребят со светлой головой.
Как может выглядеть карьера новичка в геймдеве? Ниже я опишу самые распространенные варианты и приведу ориентировочные уровни дохода (все приведенные числа – это полностью белая зарплата, после выплаты всех налогов).
Также сделаю важное уточнение. Геймдев – это не армия, тут нет выслуги лет. Ваша востребованность и зарплата не будут расти автоматом. Нужно много и упорно работать, развиваться. Мы сделаем многое чтобы помочь вам в этом (поделимся опытом, подберем наиболее оптимальные задачи), но всё же карьерную лестница, а не лифт, чтобы забраться выше, нужно приложить усилия.
Итак, карьерные возможности в геймдеве:
Программисты
Чтобы устроиться программистом, обычно нужно уже что-то уметь (как минимум – знать востребованный язык программирования, представлять себе основы современных технологий).
Мотивированные молодые люди могут получить начальные знания и умения, достаточные для старта работы джуниор-программистом за один год (и это во вполне спокойном режиме), благо информации в интернете более чем достаточно. После этого в нашей компании они могут рассчитывать на доход в 70-80К рублей.
Для сравнения, опытный программист получает 175К и более, а перейти в категорию «опытных» джуниор может за 3-5 лет работы.
Тестировщики
В тестировщики можно пойти почти сразу. Все что нужно – прочитать несколько статей в интернете о типах тестирования, немного потренироваться, пройти тестовое задание (на внимательность и аккуратность, а не на какие-то особые знания), и можно рассчитывать на 40К рублей сразу. За 2-3 года можно стать старшим тестировщиком, зарплата составит более 80К.
Ещё дороже оценивается «элита» тестировщиков – специалисты по автоматизированному тестированию. Эти люди уже не столько тестируют продукт вручную, сколько натаскивают роботов для автоматического поиска ошибок. Но эта абилка анлочится только после серьезной прокачки в ручном тестировании. Не разобравшись, как это делается вручную, роботов хорошо не настроишь.
Тестировщики нередко переходят на смежные профессии: конкретно в моем проекте один тестировщик (пришедший зеленым джуном) стал хорошим проджект-менеджером, еще один перешел в геймдизайн, а третий через автоматизированные тесты пробивает дорогу в программисты.
Геймдизайнер
Геймдизайнер в геймдеве – это как режиссер в кино. Это геймдизайнер отвечает за то, какой будет игра, от него исходят задачи техническим и арт-специалистам.
Геймдизайнер решает очень разнородные задачи, в короткой заметке я не смогу перечислить все. Кратко скажу, что тут понадобятся и математические навыки, и развитое чувство художественного вкуса, и умение ясно излагать свои мысли. Если вам интересно – рекомендую пройти наше тестовое задание, оно содержит довольно типичные задачи, решаемые геймдизайнерами:
https://yadi.sk/d/x-OLKj-P3YiCKS
В геймдизайн мы очень часто берем ребят без опыта, и года через два они становятся крепкими «мидами».
Конечно, тут нужно показать мотивацию, обучаемость и способность разобраться в различных задачах. Также очень важно «хозяйское» отношение к игре – нужно относиться к продукту как к своей «делянке», за которой надо тщательно следить каждый день.
Джуниор ГД может рассчитывать на 40-50К, а опытный на 100К и более. ГД растут в продюсеров, там зарплаты начинаются от 150 и почти не ограничены сверху.
Некоторые ГД, познав нюансы процесса разработки, идут в операционные менеджеры (их еще называют проджектами). Во многих проектах проджект с гд-бекграундом просто незаменим.
Что еще?
Есть и другие направления развития: продуктовые аналитики, художники, дизайнеры интерфейса, специалисты по комьюнити, и другие, и только естественные ограничения на объем текста не позволяют мне рассказать и о них. Если вам будет интересно – с удовольствием восполню этот пробел, а пока могу посоветовать взглянуть на раздел вакансий нашей компании в Москве:
https://crazypanda.ru/rus/vakansii
Если вы решите попробовать свои силы и выполнить тестовое – можете быть уверены в том, что ответ вы точно получите. Не обязательно он будет положительным, но информативный отзыв о том, что не так, я обещаю. Для получения гарантированного отзыва выждите денёк-другой и пишите на адрес d.esayan@crazypanda.ru