Сегодня А. Розенбауму исполняется 66 лет.
Стоит ли его представлять? В Архангельске и Нальчике, Хабаровске и Анадыре могут забыть фамилию мэра Санкт-Петербурга или губернатора Ленинградской области, но в самой удаленной точке России знают, что в Питере живет и трудится поэт, музыкант, композитор и певец Александр Розенбаум.
Он привлек внимание уже своим первым альбомом с песнями, навеянными рассказами И. Бабеля. Многие тогда были уверены, что автором песен является коренной одессит, к тому же неоднократно сидевший. Но «Гоп-стоп», «Поездку в Питер» и «Беллу» написал потомственный петербуржец, выходец из семьи врачей Александр Розенбаум. Песни об одесских налетчиках, исполненные под гитару, разлетелись по стране. Они не принесли автору денег, но он обрел нечто большее – известность. Песни из этого альбома стали «долгожителями».
Уже давно прошли времена, когда Александр Яковлевич на концертах пел, подыгрывая сам себе на гитаре. Сегодня он выступает в сопровождении группы, в записи альбомов участвуют оркестр и хор.
Но на каждом концерте наступает минута, когда бас-гитара, клавишные и ударные уступают место акустической гитаре, маэстро проводит рукой по струнам и затягивает: «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла…»
Сегодня в фонотеке певца есть песни о войне, о Ленинграде, о флоте, казаках, воинах-афганцах. Есть песни философского направления. Невозможно поверить, что столь разноплановые песни написал один и тот же человек. Это и есть талант.
Часто Александр Розенбаум поет о социальной несправедливости, о гражданском долге. У него есть моральное право на такие песни. Александр Розенбаум имеет собственную гражданскую позицию и умеет отстаивать ее. Никогда не стеснялся своей фамилии, когда ему советовали взять сценический псевдоним, сказал как отрезал: «Нет». Не уехал за границу в конце 70-х, когда была возможность, не собирается этого делать сейчас.
Александр Розенбаум выступает за отмену введенного моратория на смертную казнь. На провокационный вопрос журналиста, а смог бы он сам убить человека, без колебаний ответил: «Насильника малолетних – да. Такие жить не должны».
Розенбаум никогда не поет под фонограмму, это его принципиальная позиция. Сегодня, когда без стеснения матерятся на сценах драматических театров, у него лишь две нецензурные фразы, обе в песне «Гоп-стоп», написанной еще в студенческие годы.
Кто-то назвал Розенбаума «вторым Высоцким». Это абсолютно неверно. Розенбаум – это Розенбаум, первый, единственный и неповторимый. Так что включайте свой музыкальный центр, устраивайтесь поудобнее и слушайте: «Я помню давно учили меня отец мой и мать...»
Klim Podkova