На машине по России и Европе 2017. Сравнение.

_______________


Дисклаймер

Езжу на машине по России и миру 25 лет. Т.к. давно живу в Европе – объездил её вдоль и поперёк. Из-за постоянных поездок острота и свежесть впечатлений ожидаемо притупились, но в этом году так совпало, что получились подряд две почти одинаковые поездки по России и Европе: в январе Москва-Сочи-Москва, 12 дней, 5.500 км, в феврале Стокгольм-Ницца-Стокгольм, 10 дней, 6.500 км. В России дополнительно объездили кавказский регион, в Европе французский Прованс и итальянская Лигурия. Т.е. совпали и период, и протяжённость, и направление (Север-Юг-Север) поездок. Поэтому их сравнение будет вполне корректным. Сравнивать буду по конкретным параметрам.

Дороги

Качество дорожного покрытия на трассах в России – выше всяких похвал и такое же, как в Европе. Лучше я встречал только в Германии, и то в единичных случаях – участки покрытия малинового оттенка, которое каким-то образом отводит влагу с трассы, в результате даже в сильный ливень ты едешь посуху. Но встречаются они редко. Большим сюрпризом сейчас оказалось то, что в Германии за крайние буквально пару лет качество трасс (там они называются «автобан») резко испортилось. На участке Ганновер-Мюнхен было порядка 200 км. «стиральной доски», т.е. постоянных неровностей, в результате быстрее 150 км/ч даже на большой машине ехать было очень некомфортно. Была ещё пара таких же неровных мест меньшей протяжённости на других участках. Если бы я не видел этого сам – никогда бы в это не поверил. Трассы в Германии всегда были идеальны. Может быть государственные деньги вместо дорог теперь идут на иммигрантов?

Правда, при всей моей любви к России должен отметить, что на тех участках, где трасс ещё нет – встречаются ужасающие по качеству места. Например, вокруг Ростова ощущение, что дороги подверглись миномётно-артиллерийскому обстрелу. Также напрягают несколько «бутылочных горлышек» - сужений перед переездами и ремонтами, от Москвы до Сочи их было как минимум 3, с получасовыми пробками (мог бы стоять гораздо больше, но благодаря внедорожнику объехал их по целине). В результате чистые потери времени на пробки составили более часа в одну сторону (это просто вычислить по навигатору, который даёт расчётное время приезда, по отклонению времени после пробки можно понять, сколько ушло на её проезд). Но, как ни странно, почти час ушёл и на пробки на трассе по Европе, из-за… Германии. На обратном пути внезапно перекрыли автобан, и пришлось вместе со всеми очень долго тащиться по мелким деревенским дорожкам, пока не получилось снова вернуться на трассу.

Вне трасс дорожное покрытие очень разное по качеству и в России, и в Европе. В том же Сочи есть «не дороги а направления», где вместо асфальта щебёнка, но то же самое можно встретить в 15 км. от центра Ниццы. Исключением являются только Германия и Швейцария, где даже в мелких населённых пунктах дороги более-менее одинакового и хорошего качества. Так что не погрешу против истины если скажу, что обычные дорогие в России такие же, как в Европе, за исключением указанных 2 стран.

Дорожная инфраструктура

В России она такая же или лучше, чем в Европе. Объясню, почему. Количество заправок, кафе и туалетов на один погонный километр в России визуально такое же. При этом в Швеции, Дании и Германии абсолютное большинство туалетов на трассах – платные. Стоят копейки, но всё равно «осадочек остаётся». При этом в ряде мест нельзя заплатить кредиткой или купюрой, только монетками. Ночью, когда разменять купюру негде, это становится проблемой. И да, в России кафешки в основном работают круглосуточно, в Европе ночью они часто закрыты. Качество заправок и кафешек в России и Европе одинаковое. Везде берут кредитки, везде есть опция горячей еды, везде горячий чай/кофе (для зануд подчеркну, что говоря о России подразумеваю трассу Москва-Сочи и в курсе, что в других регионах ситуация несколько другая, но она так же другая и по второстепенным дорогам в Европе). Большое преимущество России в том, что при заправках или просто на трассе есть элементарные мастерские типа шиномонтажа. Например в Германии на автобанах их нет от слова абсолютно, специально высматривал, из интереса.

Гостиницы.

В России бросается в глаза обилие придорожных мотелей. Ни разу там не останавливался, поэтому о качестве ничего сказать не могу. В Европе за исключением Швейцарии такого нет. Правда и расстояния от трассы до мелких городов с гостиницами в Европе меньше. Что касается гостиниц городских – в России по качеству они такие же, как в Европе, а по стоимости дешевле. Т.к. поездки и в России и в Европе были по нескольким местам и городам, и чёткого плана у нас не было, определялись с местами ночёвок по обстановке – есть сравнительный опыт по разным гостиницам. В России радует то, что как и в Европе их теперь можно заказывать онлайн, прямо из машины по интернету, причём в течение дня на этот же день. Большой выбор российских гостиниц и гостевых домиков на основных резервационных международных ресурсах - очень удобно! (в скобках замечу, что единственный негативный опыт с бронированиями и их внезапными отменами со стороны хостеров, так же как и совковый сервис, были только в Крыму, но там видимо сказываются 25 лет украинской разрухи). Ещё могу дать рекомендацию для автопутешественников на Лазурный берег – не останавливайтесь в Ницце и Каннах, особенно в недорогих (дешевле 50 евро за ночь на 2-х) 4* отелях. Причины две: несоразмерность цены и качества, и беда с парковками. Я жил там раньше и могу сказать, что у местных муниципалитетов бизнес на эвакуации неправильно припаркованных машин поставлен прекрасно, их увозят толпами, а штраф там сейчас порядка 150 евро за один раз. Гораздо лучше выбрать гостиницу в Сен Лоран дю Вар или Кань сюр Мер – на машине до Ниццы/Канн несколько минут, а цены и удобства там гораздо лучше. При этом оба городка так же прямо на море.

Кафе/рестораны

Придорожные по качеству одинаковы и в России, и в Европе (понятно, что гадюшники типа Макдональдс одинаковы во всём мире (кроме сша, где это просто помойки), так что речь о прочих кафешках). В Сочи и на Кавказе было несколько очень приятных открытий, например ресторан «Чё харчо» в Роза Хутор, где отменной была не только еда, но неожиданно для меня и музыкальная программа. Когда вышла группа музыкантов - я внутренне напрягся, ожидая исполнения творчества лепсов, розенбаумов и прочих киркоровых. Но внезапно пошли джазовые и лаундж обработки разных известных вещей, и наших, и западных. Я был крайне и очень приятно удивлён. Должен также отметить другой чрезвычайно приятный сюрприз – ресторан «Барашка» в Кисловодске – маленькое и очень уютное место с превосходнейшей кухней. И всё это за копейки (по крайней мере по сравнению с Европой). Кстати в Сочи везде, и в ресторанах, и в гостиницах, и в кафе прекрасное обслуживание, вежливое, дружелюбное, метрдотели, официанты, ресепшионисты и другой обслуживающий персонал всегда готовы помочь. В некоторых других городах Кавказа было не так идеально, но в общем хороший и достойный уровень (тут могу заметить, что в центральной России и в Крыму часто бывает хуже, в некоторых местах как будто возвращаешься на 30 лет назад в «ненавязчивый сервис» СССР).
При этом известные рейтинговые рестораны, как в России, так и в Европе в этот раз не очень впечатлили. Вообще в выборе ресторана лучше всего полагаться на собственную удачу. Эта удача например привела нас в прекрасное место во Франции, тоже оказавшееся сюрпризом для меня, наивно полагавшего, что в Провансе я знаю всё. Ресторан находится в прованском районе Luberon (рекомендую местное люберонское вино), рядом с древним и живописнейшим городком Gordes на трассе D2, и называется L'Estellan. Ресторан хорош тем, что при соблюдении прованских традиций (крайне консервативных традиций, из-за которых даже обычная пицца превращается там во что-то чисто провансальское) он делает реальную высокую кухню (французское определение – haut cuisine, не знаю как это точнее перевести на русский). Ценник там правда раза в три выше, чем в обычных прованских ресторанчиках, но поверьте оно того стоит. Косвенным показателем качества ресторана может быть то, что прибыв в пустой ресторан мы увидели, что в течение часа он оказался полностью забит, причём все были только местные, никаких туристов. И это в будний день. Правда машины на стоянке и наряды посетителей были выше среднего класса. Но по сравнению с большими городами Европы или Москвой там всё равно недорого – например дегустационный сет из 4 блюд стоил всего 60 евро. Так что очень рекомендую для гурманов.

В Лигурии (Империи), если вы не хотите уезжать далеко от Франции, но при этом хотите получить максимальное удовольствие от настоящей итальянской кухни, могу порекомендовать два ресторана в ближайшем от Франции итальянском городе Ventimiglia – «Miramare» и «Brigantina». Почему-то ни одного ни другого нет на гуглмапс, но оба находятся на главной улице которая идёт вдоль моря, не найти невозможно. Там отменная пицца на дровах (видно по форме и приготовленности теста) и прочие итальянское няшности. В остальном – в Лигурии полно отличных местечек, просто надо смотреть по дороге. Мы например наткнулись на интересное, очень дешёвое, очень живописное и очень вкусное место на территории бывшего монастыря, «Fattoria Acquanera Hostaria» в районе Boffalora Sopra Ticino. Там всё просто, простая крестьянская еда с такими же простыми посетителями-итальянскими работягами, но нам всё очень понравилось.

Цены

Бензин в России одназначно дешевле. В Европе 95-й сейчас был от 1,39 до 1,74 евро за литр, причём в одних и тех же странах ценники очень разные. Гостиницы в Европе – хорошие 3* и 4* стоили 50-70 евро за ночь (про особую ситуацию Ниццы и Канн и дешёвые 4* написал выше). За эти деньги в Сочи и на Кавказе мы получали отличные номера. Платные трассы: в Германии, Австрии, Швейцарии их нет, во Франции есть варианты, в Италии все скоростные платные, в сумме по Франции и Италии у нас получилось больше 200 евро, но мы ездили и по Провансу, и по Лигурии, и в Монако, и пр. Тем, кто едет из Скандинавии, нужно приплюсовать стоимость проезда двух мостов в Дании, 460 и 320 датских крон. Платные трассы в России по сравнению с этим стоят копейки, где 100, где 200, а где и 30 рублей. Цены в ресторанах почти одинаковые, и в простых, и в пафосных.

Прочее. Кризис?

Судя по номерам – даже зимой на Юг России едут из разных регионов РФ. В то же время произошло резкое изменение по автопутешественникам в Европе. Раньше, то есть фактически всё время с конца 90х, постоянно можно было увидеть в других странах немецкие, голландские и бельгийские номера. Теперь их нет практически совсем, в каждой стране одни свои местные, чужаки появляются только в приграничных районах. Видимо это следствие кризиса, других разумных объяснений у меня нет. Зато во Франции и Италии встретили два премиальных внедорожника с московскими номерами и один с питерскими, в Монако :). Кстати забавно, что в Монако резко уменьшилось количество Бентли, Ламбургини, Феррари и прочих Мазерати. И в маринах 4-х палубных яхт почти нет. Неужели у них тоже кризис? На сезонные изменения не спишешь – мы несколько раз бывали в этих краях зимой прежде.

Резюме: если бы я жил в России, я бы 80% всех путешествий проводил по стране. Уровень, качество, комфортность поездок аналогичное европейским (и гораздо выше остальных континентов), при этом в России есть масса всего интересного, и архитектурного, и природного, и кулинарного, и исторического, и культурного, больше чем в любой другой стране мира.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (всего голосов: 28).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА