ТАСС
После ухода Венесуэлы Китай стремится опередить Соединенные Штаты и занять на Кубе освободившиеся позиции.
В чем не откажешь китайцам, так это в энергии и деловитости. В Китае внимательно следят за всеми событиями в сфере политики, бизнеса, культуры и т.д. на всем земном шаре и в том случае, если где-то освобождается «местечко», немедленно его занимают.
Нечто подобное происходит на Кубе, откуда Венесуэла, которой сейчас не до помощи Острову свободы из-за собственных проблем, уже ушла, а США, занятые сменой власти, еще не пришли.
На улицах Гаваны и других кубинских городов все чаще можно услышать китайскую речь. Китай воспользовался образованием «вакуума» и резко активизировал поддержку Кубе, государству в Карибском море со схожим режимом. Поддержка эта разнообразна: от поставок китайских автобусов до строительства курорта с полями для гольфа под Гаваной стоимостью почти полмиллиарда долларов, пишет агентство Reuters.
Импорт Гаваны из Китая в 2015 году достиг рекордного уровня – 1,9 млрд долларов. Это на 60% выше осредненного объема китайского импорта за предыдущее десятилетие. В прошлом году он, правда, несколько снизился – до 1,8 млрд, но очевидно, это только передышка перед установлением в этом году нового рекорда.
Рост присутствия китайского бизнеса на Кубе особенно тревожен для Америки. Американские компании как по объективным, так и по субъективным причинам сейчас явно уступают китайским. Этому способствует не только неуемная энергия бизнесменов из Поднебесной, но и политика новой администрации, которая вполне может вновь закрыть Кубу для поездок граждан США и даже ужесточить ослабленные Обамой ограничения в торговле. Ухудшение отношений между Гаваной и Вашингтоном, конечно, на руку Пекину.
«Если администрация Трампа решит усилить давление на Китай,- объясняет Тед Пикконе, специалист по Латинской Америке из института Брукингса,- то тот может ответить, удвоив свое присутствие на задворках Соединенных Штатов (Кубе)».
Естественно, вторая экономика планеты не просто торгует с Гаваной, а делает это на льготных для кубинской стороны условиях, чтобы покрепче «привязать» партнеров. Китай уже стал крупнейшим кредитором Кубы, но размеры и условия кредитов, как это принято в Китае, являются государственной тайной. Известно только, что министерство финансов КНР регулярно реструктуризирует кубинский долг.
Гавана тоже не публикует данные по иностранным инвестициям. Тем не менее, СМИ, включая правительственные, много пишут о проектах с участием китайских компаний в инфраструктуре, телекоммуникационном секторе, туризме и электронике.
Китай поставляет на Остров свободы автобусы Ютонг, грузовики Sinotruk, тракторы YTO, автомобили Geely, домашние бытовые приборы Haier и другие товары, которые завоевывают на острове все большую популярность и вытесняют американские вещи, скажем, те же «знаменитые» автомобили, выпущенные еще в пятидесятые годы прошлого столетия и оставшиеся на Кубе после прихода к власти коммунистов.
В первых числах этого года на Кубе открылся первый завод по сборке компьютеров Haier, который будет ежегодно выпускать 120 тыс. лэптопов и планшетов.
«Бизнес процветает!»- с нескрываемым энтузиазмом рассказал директор транспортной компании, поставляющей на Кубу китайские машины и оборудование.
Не отстают от предпринимателей и китайские власти. В МИД КНР, например, Кубу и Китай считают «хорошими друзьями, братьями и партнерами». Представитель МИД Гэн Шуан недавно подчеркнул, что на китайско-кубинские отношения не влияет никакая третья сторона, отвечая на вопрос журналиста, не подталкивает ли политика Вашингтона Гавану в буквальном смысле этого слова в объятия Пекина.
За последние два десятилетия Китай стал одним из главных игроков в Латинской Америке и бассейне Карибского моря. По авторитету дипломатии и размерам инвестиций он сейчас уступает только США.
Китайские инвестиции на Кубу явно запоздали по сравнению с другими латиноамериканскими и карибскими странами. Китайский бизнес раньше неохотно шел на Кубу по причине плохого делового климата на острове. Ситуация начала быстро меняться после решения Барака Обамы нормализовать отношения с Островом свободы два года назад. Гавана значительно улучшила условия для инвесторов из-за рубежа, чем вызвала интерес не только у американских бизнесменов, но и у предпринимателей из других стран, включая, конечно, Китай.
Естественно, у китайского бизнеса изначальное, если можно так сказать, преимущество перед конкурентами, в т.ч. и американскими. Кубинское правительство предпочитает иметь дело с давними друзьями, дающими крупные кредиты и разделяющими с ними идеологию.
Куба взамен делится с Пекином своими контактами и знаниями о регионе и учит сотни переводчиков из Китая испанскому языку. На официальном правительственном сайте Cubadebate в январе появилось сообщение о том, что КНР и Куба договорились об углублении сотрудничества в развитии возобновляемых источников энергии и других секторах экономики. Соглашения были подписаны на трехдневной встрече в Гаване, в которой с китайской стороны присутствовало руководство 18 крупных компаний. Для новых проектов Пекин уже пообещал Кубе кредит на 120 млн долларов.