Андрей Епихин/ТАСС
Минск продолжает скандалить с Москвой. И сейчас этот скандал из области публичного пространства (типа слов Батьки о «ведении войны за независимость братской Украиной») грозится перейти в законодательную сферу
Формальным поводом для конфликта стал, конечно, вопрос с ценой на газ. Минск решил выдумать свою цену уже потребленного газа и заплатить столько, сколько считает нужным, а Кремль требует платить не по понятиям, а по контракту. Однако де-факто конфликт объясняется прежде всего двумя взаимосвязанными причинами – усталостью Кремля от постоянных скандалов Минска и осознанием белорусскими властями тренда на снижение эффективности от этих скандалов.
Ни для кого не секрет, что между Белоруссией и Москвой (как между любыми соседними государствами) достаточно разногласий. Эти разногласия усугубляются разностью в потенциалах двух стран, принципиальным несогласием Батьки признавать эту разницу (именно поэтому он в своем знаменитом заявлении спутал понятия «равноправие» и «равнозначность» государств), а также стремлением Лукашенко, как и любого другого авторитарного лидера, максимально сохранить собственный суверенитет. Стремлением, которое не совсем коррелирует ни с участием страны в интеграционном объединении, ни, опять же, с разностью потенциалов между Белоруссией и Россией.
Проблема в том, что Александр Лукашенко нашел не совсем верный путь решения этих конфликтов – через публичные скандалы. Темы скандалов были различными, начиная от попыток российских олигархов прибрать к рукам Белоруссию и заканчивая нападками на отдельных представителей российской власти. И долгое время это поведение было достаточно успешным – повязанный со всех сторон конфликтами, санкциями и проблемами в отношениях с Западом, Кремль покупал Минску игрушку просто ради того, чтобы отвязаться.
Однако сейчас ситуация изменилась. Александр Лукашенко прекрасно понимает, что его возможности по отжиму уступок от России серьезно сокращаются. Нормализация российско-западных отношений и постепенная (или, по крайней мере, наметившаяся) тенденция по снижению российских политических, военных и экономических затрат на Сирию приводит к тому, что позиции Кремля на всех переговорах с Белоруссией серьезно укрепляются.
После того, как Белоруссия без предупреждения российских властей (по крайней мере, так они говорят) ввела безвизовый режим для коротких поездок граждан ряда стран, российские власти приняли решение не допустить бесконтрольного пересечения гражданами этих стран границы с РФ. «Вопреки всем существующим договоренностям, регулирующим охрану государственных границ двух стран и порядок их пересечения, российская сторона приняла решение об установлении пограничной зоны на границе с Беларусью без предварительного уведомления, - возмущается глава пресс-службы белорусского МИДа Мария Ваньшина. По ее словам, «у многих складывается впечатление что эти действия ведут к восстановлению полноценного контроля на белорусско-российской границе».
Российские власти уже дали понять, что восстановление контроля будет, но не полноценного. «Речь идет о гражданах третьих стран. Например, соседней Украины. Нормальный, штатный процесс, призванный устранить пробелы в режиме функционирования госграницы РФ, подчеркну — в отношениях не с Белоруссией, а с другими государствами», - отметил глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев. Чисто теоретически Белоруссия от этого шага действительно пострадает (ну, если не верить в то, что Минск собирался наживаться не только за счет реэкспорта европейских товаров в РФ, но и за счет реэкспорта европейских граждан, прибывающих в Белоруссию как туристы для дальнейшего безвизового проникновения в Россию), но введение зоны самой по себе должно стать сигналом Минску о том, что шантаж больше не работает.
Собственно, сейчас у Лукашенко есть два варианта. Первый – продолжать эскалацию дальше, переводя ее на новый уровень. Некоторые российские СМИ уже заявили о том, что Батька намерен выводить страну из евразийских структур и ОДКБ. Однако такой сценарий крайне маловероятен. Во-первых, потому, что страна теснейшим образом интегрирована в российскую орбиту, причем не только в военном, экономическом, политическом планах, но и в культурном. «У Белоруссии есть некоторая свобода действий в этих отношениях, но она никогда не перейдет красную черту. В частности, речь идет о сохранении союза с Россией, сохранении русского языка, как одного из государственных языков республики, и сохранении той версии государственной идеологии, которая обращается к советской версии интерпретации Второй мировой войны. Если хотя бы одна из этих граней будет пройдена, Белоруссия взорвется», - поясняет российским журналистам директор белорусского Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов. Во-вторых, разрыв этих связей не даст Лукашенко ни безопасности, ни суверенитета, поскольку, рассорившись с Москвой, он не приобретет иного спонсора в лице Европы и США. Судьба Януковича и других лидеров развивающихся стран четко показала ценность западных гарантий.
Поэтому не исключено, что Александр Лукашенко, будучи очень умным лидером, вынужден будет менять концепцию и начать выстраивать с Кремлем цивилизованный диалог по взаимным разногласиям (используя в качестве инструмента не шантаж и угрозы, а потенциал для развития собственных отношений с Западом). Куда более эффективный вариант общения с точки зрения долгосрочных отношений, каковые и существуют между союзниками.