Инцидент во Флориде, в ходе которого очередной ветеран Ирака открыл стрельбу по гражданам и убил нескольких из них, заставил мировые медиа снова вспомнить о проблеме американского насилия.
Отметим, что ушедший 2016 год поставил в США очередной рекорд по числу "инцидентов со стрельбой": если в 2014 году таковых было 52 тыс, а в 2015-м 53,5 - то в 2016-м более 58 тыс. То есть прирост составляет более 10% за год.
Это, впрочем, может быть объяснено просто улучшением методики подсчётов. Однако им трудно объяснить такой же взрывной - с 13,5 до 15 тыс. - рост числа смертей в результате стрельбы, также превысивший показатели 2015 г. более чем на 10%.
Ну и особенный скачок испытало в 2016-м число массовых расстрелов - то есть специфических инцидентов, в которых ранят и убивают сразу от нескольких до нескольких десятков человек.
Так, если в 2014 году подобных инцидентов случилось 275, в 205-м - 333, а в прошлом году - уже 385.
Этот рост насилия загадочен. Он не только значительно превышает рост населения - но и находится в очевидном противоречии с данными, например, по занятости и по благосостоянию семей - то есть с показателями, которыми традиционно принято объяснять высокий уровень насилия в обществе. Безработица по официальным американским данным опустилась на крайне низкий уровень, благосостояние граждан - растёт уже несколько лет подряд.
То есть одно из двух: либо статистика благосостояния и занятости врёт, либо в современном мире зависимость "гражданского насилия" от привычной "социальной неустроенности" уже не такая прямая.
Любопытно, кстати, что в России, где уже около двух лет наблюдается, согласно Росстату, падение доходов граждан, - оно пока не конвертировалось в соответствующий рост насилия. Напротив: по данным за период январь-ноябрь 2016 г. продолжается падение числа убийств, нанесения "тяжких телесных", в т.ч. со смертельным исходом, изнасилований, разбоев, грабежей и краж (и это при росте населения, которое в 2017-м, судя по динамике, разменяет 147 млн.)
Остаётся предположить, что Российская Федерация после разрушительных событий 90-х всё ещё догоняет "нормальный уровень", свойственный странам с высоким уровнем социальной организации. В то время как США - передовое общество, пережившее десятилетия падения насилия - видимо, уже достигли возможного для своей социальной конфигурации "насильственного минимума", после чего накапливающиеся новые проблемы снова начали ухудшать статистику преступлений.
Стоит отметить, что, хотя бедняки в Америке в последние годы, если можно так выразиться, "богатеют" - сам их удельный вес в общей массе населения вырос (за счёт обеднения части бывшего среднего класса). Возможно, именно пополнение социальных низов новыми кадрами и даёт эффект всеобщей обозлённости, наблюдаемый в виде роста числа отстрелов.