В последнее время Запад накрыла настоящая волна «путинофилии», причем виновата в этом не столько российская пропаганда, сколько укоренившееся в западном обществе желание получить сильного лидера, пишет Libération. Зачастую сторонники Путина даже ничего не знают о нем самом и его «авторитарном режиме», но начинают его поддерживать, поскольку им претит демонизация российского лидера в Европе и США.
С тех пор как Россия вступила в противостояние с Западом после начала украинского кризиса и «аннексии Крыма в 2014 году», термин «холодная война» вновь вошел в моду, пишет Libération. Тем временем в некоторых странах Запада и постсоветского пространства пророссийские силы начали прокладывать себе путь к власти.
«К большому и нескрываемому» удовольствию Кремля, Великобритания выбрала брексит, голландцы проголосовали против соглашения об ассоциации ЕС с Украиной, Дональд Трамп получил ключи от Белого дома, на президентских выборах в Молдавии и Болгарии победили кандидаты, выступающие за сближение с Москвой, и даже в Эстонии, где преобладает чувство враждебности по отношению «к бывшему захватчику», пророссийская Центристская партия добилась заметных успехов.
Какова же роль Владимира Путина во всех этих предвыборных кампаниях: прямая или косвенная, реальная или надуманная, задается вопросом Libération. И каким образом он связан с волной обрушившейся на Запад «путинофилии»?
По мнению директора центра Карнеги в Москве Дмитрия Тренина, у российского лидера нет возможностей влиять на исход выборов в таких странах, как США или Франция, а приписываемое ему могущество свидетельствует о глубоком кризисе, который переживают политические системы развитых стран.
Вместе с тем, пусть даже доказательств прямого вмешательства России в западные выборы не найдется, Кремль обладает целым арсеналом для защиты своих интересов и оказания воздействия на западное общественное мнение. Наиболее эффективными инструментами, среди которых значатся аналитические и культурные центры, а также разные другие спонсоры ультраправых партий вроде «Национального фронта», являются финансируемые Москвой пропагандистские СМИ.
Однако, как отмечает аналитик Татьяна Жан, нынешний расклад в действительности меняет не «мягкая сила» Путина: российская пропаганда просто попала на благодатную почву. Отказ от элит, слабых лидеров и передовых СМИ уже существовал в западном обществе, а Путин только его усилил, говорится в статье.
«О Путине как таковом мало говорят, но на фоне возникшего ощущения того, что Запад загнивает и находится в опасности, Россия представляется внушающей доверие, стабильной и сильной державой, гарантом традиционных ценностей», – полагает автор книги «Сети Кремля во Франции» Сесиль Вессье. Мир меняется и Путину, действия которого всегда основывались на установках старого мира, это выгодно.
«Путин помог избавиться от скованности целому слою электората, который отрицает политкорректность, восхищается силой, хочет ясных, быстрых и четко обозначенных решений, ищет харизматичных лидеров», — подытоживает Татьяна Жан.
Кроме того, по словам специалиста по России Жан-Робера Равио, «демонизация, которой подвергается Путин на Западе, ему только на руку», сообщает Libération. Многие люди поддерживают российского лидера не из-за положительного отношения лично к нему, а из-за неприятия этой демонизации, уверен эксперт.
Получается, что сторонники Путина по большей части не знают его настоящего: они восхищаются его стремлением защищать интересы своей страны и своего народа, но ничего не знают о реалиях «авторитарного режима, который он установил в России».
Но насколько бы он ни был неправ, Европе все равно придется с ним считаться, поскольку противостоять ему все равно никто не может, настаивает бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин. Путина даже не пугает недавно принятая Европарламентом резолюция, осуждающая «российскую пропаганду», — для него это настоящий комплимент.
В связи с этим он похвалил российских журналистов за «результативную и талантливую работу», резюмирует Libération.