В последнее время, особенно с осени 2015 года, в прессе начало учащаться количество репортажей о начале поставок сжиженного природного газа из США в Европу. Строго говоря, об американском газе, как альтернативе трубопроводных поставок из России, в прессе, прежде всего американской, много говорили еще с начала сланцевой революции в США в 2012 году, но отсутствие самих поставок объясняли необходимостью дождаться окончания строительства на американском побережье заводов по сжижению газа.
С обвалом цен на нефть тема слегка потеряла былую актуальность, но сейчас, похоже, кто-то начал пытаться ее снова раздувать. Причем, сразу по трем направлениям. Во-первых, начато перепозиционирование вопроса из стадии будущего в стадию настоящего. Заводы готовы, Америка приступила к тестированию канала логистики. В Европу пошли первые газовозы. Во-вторых, в качестве источника информации используются крупные европейские информационные источники. И самое интересное, что активно переводить и транслировать на свою читательскую аудиторию эти репортажи начинают отечественные издания. Тем самым они транслируют откровенную дезинформацию.
В качестве примера можно взять нашумевшую на истекшей неделе статью "США отправили первую партию природного газа в Европу", опубликованную в издании Deutsche Welle. Почти тут же ее перепечатали в RT и даже в ТАСС. Главный посыл материала - это начало ценовой войны между производителями СПГ и поставщиками трубопроводного газа. Если брать шире - это начало наступления американского СПГ на позиции Газпрома в Европе. С подспудным намеком, что Газпром в Европе - все, в скором времени российский газ будет полностью заменен американским. В упомянутой статье как бы приводятся тому однозначные подтверждения.
"Американский танкер Creole Spirit, заполненный природным газом, находится на пути в Португалию, куда должен прибыть в конце месяца. Об этом в четверг, 21 апреля, сообщает газета The Wall Street Journal. Как предполагают эксперты, поставки топлива могут оказать большое влияние на европейский рынок, в частности - может снизиться цена на российский газ. "Это - начало ценовой войны между производителями сжиженного природного газа и газа, подаваемого по трубопроводу", - заявил Тьерри Бро, представляющий финансовый конгломерат Société Générale."
Надо признать, картину авторы нарисовали впечатляющую, одна беда - она лжива от начала и до конца.
Начнем с того, что под американским флагом не зарегистрировано ни одного танкера. Ни нефтяного, ни газового, никакого. Весь мировой танкерный флот предпочитает пользоваться более удобными юрисдикциями для минимизации налогов. Под флагом США и наименованием Creole Spirit судно действительно есть. Только это маленький буксир, строго для внутренних водных районов. Порт приписки - город Хьюстон, возле которого он и промышляет малым каботажем, т.е. транспортировкой несамоходных барж. Для каких-либо океанских переходов он не предназначен даже просто конструктивно.
Может быть журналисты ошиблись с названием и танцевать следует от фото, сопровождающего статью, на котором изображен точно газовоз? Но и тут, оказывается, мимо. Так как это фото судна AL AAMRIYA. Оно действительно предназначено для транспортировки газа. Но, во-первых, оно не американское, а арабское. Принадлежит катарской компании Qatar gas. Во-вторых, оно ходит под флагом Маршалловых островов. В-третьих, в настоящий момент оно находится в Персидском заливе и следует в порт Фуджейра с грузом метана. В-четвертых, корабли этого класса для перевозки бутан-пропана вообще не предназначены. Хотя теоретически - могут. В конце концов, ручной сборки Феррари тоже способен перевозить картошку в мешках, но такое встречается редко. Вероятнее всего журналисты DW просто взяли первое попавшееся под руку фото просто для красивой иллюстрации материала.
Что получаем в результате? Судна, которое буквально на днях должно придти в Португалию, фактически нет. Возможно там кто-то что-то и везет, но это точно не американский газовоз Creole Spirit. Впрочем, существуй такая поставка в реальности, ее бы не имело смысла столь грубо скрывать, и уж точно она бы была зарегистрирована в системе контроля морского движения, ссылки на которую приведены выше. Следовательно речь идет о самом обыкновенном информационном вбросе. Вопрос - кому и для чего он нужен?
Очень похоже, что мы видим отголосок ценовой войны, которую сейчас против Газпрома ведут крупнейшие европейские потребители, прежде всего Германия. Система ценообразования на газ достаточно жестко привязана к уровню цен на нефть и следует за ним с отставанием в 3 - 6 месяцев. Летом прошлого года большинство скандалов с блокировкой газовых закупок в Европе, кстати говоря, и на Украине тоже, были вызваны не столько внезапной вредностью конкретных покупателей, сколько их стремлением под любым благовидным предлогом потянуть время в ожидании момента очередного пересчета газовой цены.
Прогнозы по снижению нефтяных котировок создавали удобную возможность пересмотреть и цену на газ. Учитывая, что объемы закупок измеряются миллиардами кубометров, снижение цены даже, скажем, на 20 долларов, обеспечивало весьма существенную экономию.
Сейчас тренд сменился на противоположный. Пусть медленно и нестабильно, но в целом нефтяные цены начали рост. Он ожидается достаточно существенным, с нынешних "около 35 - 40" до "примерно 57 - 70" долларов за баррель. Следовательно, вверх пойдут и цены на газ. Покупателям заключать контракты по более высоким ценам не хочется. Они ищут аргументы этот тренд как-нибудь, если не поломать, то хотя бы затормозить. В качестве чего и придумываются эти сказки про "вот-вот начинающиеся" поставки в Европу дешевого американского СПГ, которые создадут критическую конкуренцию российскому трубопроводному газу и фатально обвалят цены на газовом рынке ЕС. Что газа нет и никто ничего не привезет - совершенно не важно. Все это конечно выяснится, но сильно потом. Если все пройдет удачно, то к тому времени удастся прогнуть Газпром, либо по цене новых поставок на лето - осень 2016 года, либо добиться от него каких-нибудь платежей по ретроспективным скидкам. А там американский газ можно и не привозить. Тем более, что для сколько-нибудь существенных объемов экспорта его в США все равно нет.
Все это обман? Безусловно да. Но джентльмены ведь привыкли, что им обычно верят на слово, а это, знаете ли, открывает некие возможности. Например, пафосно рассказать про газовый танкер Creole Spirit, на всех парах следующий в Португалию.