Почему мы выиграли 50 миллиардов у ЮКОСа

_________________

Пишет pavel_shipilin


Вчера Окружной суд Гааги отменил решение о выплате Россией в пользу экс-акционеров ЮКОСа компенсации в размере 50 млрд долларов. Наша жалоба на постановление гаагского арбитража 2014 года полностью удовлетворена.

Что же случилось, почему отлаженная система наказания страны, позволившей себе быть самостоятельной, вдруг дала сбой?



Те самые судьи, которые вчера пошли против системы, отменив политическое решение гаагского арбитража 2014 года по делу «ЮКОС v Россия». Фото Bart Maat (ANP).


Вчера же случилось еще одно важное событие: Михаил Ходорковский фактически признал, что постановление об обязанности России выплатить акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов было политическим, а не юридическим. «Запад решил ослабить давление», — прокомментировал вчера бывший олигарх в своем Твиттере вердикт Окружного суда Гааги.

Тем самым все прежние высказывания гуру наших либералов о необходимости появления в России независимого суда (одно из самых ярких прозвучало на весь мир в 2009 году в The Financial Times) полностью дезавуированы им самим. Независимый суд — это тот, который принимает его сторону, а вовсе не правовой механизм, где устанавливается объективная истина.

Это публичное признание экс-олигарха настолько удивительно и неожиданно, что я отлил его в граните. То есть, на всякий случай сделал скриншот.


https://twitter.com/mich261213/status/722709036609769474

Оказывается, Михаил Ходорковский вовсе не против, когда коллективный Запад пользуется правосудием как дубинкой. Просто иногда это надежное оружие все же промахивается или попадает не в те руки, как в случае с Окружным судом Гааги. Но все поправимо — адвокат Тим Осборн уже заявил Associated Press: «Мы будем обжаловать это удивительное решение и полностью уверены в том, что справедливость восторжествует».

Нет сомнений, что секретные переговоры об отмене сенсационного решения Окружного суда Гааги в вышестоящих инстанциях уже начались. К праву они, разумеется, не имеют никакого отношения — не до сантиментов, когда на кону 50 миллиардов долларов, которые вполне могут нанести серьезный экономический урон стране, вышедшей из-под контроля. Апелляционный суд и Верховный суд Нидерландов должны понимать серьезность политического момента и встать на правильную сторону. К черту юридическое крючкотворство.

Если кто забыл, наша защита строилась на одном, казалось бы, неопровержимом факте: Россия не ратифицировала Договор к Энергетической хартии (подписан в 1994 году, вступил в силу в 1998 году), а потому арбитраж не имел права наказывать нас за его нарушение. Однако вопреки логике — наказал.

Окружной суд Гааги лишь исправил явный ляп.

Я попросил прокомментировать ситуацию доктора юридических наук, профессора Леонида ГОЛОВКО, заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ.

— На мой взгляд, мы стали свидетелями острой внутренней полемики, которая ведется внутри западных национальных и юридических элит. Европа сопротивляется новому миропорядку, который ей навязывается вместе с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством.

Его сутью является перенос важнейших решений из национальных государственных судов в коммерческие арбитражи (которые, кстати, будут находиться на территории США). Таким образом, юстиции уготована роль служанки настоящего хозяина мира — предпринимателя. Государства должны исчезнуть, в новом мироустройстве субъектами права должны стать транснациональные корпорации.

Именно поэтому гаагский арбитраж так легко пошел на очевидное нарушение в 2014 году. Какая разница, кто что не ратифицировал? Сильных мира сего не интересует юридическая сторона вопроса — бизнес в споре с государством всегда прав.

Разумеется, Европа, в которой сильны юридические традиции, прекрасно видит, к чему все идет. Границы уже стерты шенгенским соглашением, таможня не мешает перемещаться товарам внутри Старого Света, Европейский суд по правам человека все настойчивее пытается стать высшей инстанцией национального правосудия. Страны готовят к тому, что государственный суверенитет останется в прошлом.

Я думаю, решение Окружного суда Гааги — проявление общеевропейского отчаяния, попытка вернуть судебную систему в колею здравого смысла. Очень любопытно, поддержат ли вердикт вышестоящие инстанции — Апелляционный суд и Верховный суд Нидерландов, куда обратятся акционеры ЮКОСа, или на них надавят и заставят изменить решение.

Михаил Ходорковский прав: в деле ЮКОСа все решают политики, а не договоры и хартии, адвокаты и прокуроры. К юстиции этот спор не имеет никакого отношения, суды — всего лишь механизм реализации политических решений.

Однако если Нидерланды вдруг встанут на сторону закона, что, как мы видим, вполне возможно, то мы выиграем этот процесс в любой инстанции.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 15).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА