Дионис Петров, блогер
Владимир Путин сегодня распорядился возобновить поставки угля на Украину. Не спешите обвинять российского лидера, пишет в авторской колонке блогер Дионис Петров, вынужденный покинуть Украину после победы Евромайдана.
…Особенностью гибридной войны является то, что в ней не всегда нужно выиграть битву. Гибридная война больше похожа на шахматы, когда, выигрывая ход, попадаешь в поле вероятностей, где ты несешь больше потерь, чем выиграл, и, порой, многократно больше.
Как пример возьмем текущую ситуацию по Крыму. ВВП распорядился вновь начать поставки угля Украине после возобновления электропитания полуострова по одной из ранее подорванных ЛЭП. Некоторые особо ретивые патриоты заявили, что это — слабость, что опять Путин проиграл, и что «украинский свет» не нужен крымчанам.
Давайте разберемся, что сейчас происходит в Крыму.
Режим ЧС, веерные отключения, безумно дорогие генерирующие мощности (дизель). Затраты на энергию для населения огромные, предприятия могут на несколько месяцев или более оказаться не у дел вообще. Это минус для региона и возможная потеря рынка производителями, которым и так не просто без моста в новых условиях.
Дальше. Свет в режиме «не угадаешь, когда будет» и всевозможные бытовые сложности для двух миллионов граждан. В любой момент генераторы могут выйти из строя, и тогда под ударом окажутся важные социальные объекты вроде больниц. И всё это — на фоне, когда у России растут затраты на армию, в виду усугубления мировой ситуации. Это когда затраты растут на реструктуризацию реального производства. Когда тотально воруют в стране. А прибыли за ту же нефть и газ в это время падают, и, кроме того, санкции, которые в общем потоке всех мер давления на экономику страны, также играют свою роль.
В итоге Крым, гордый и независимый от поставок из Украины, становится еще одной точкой экономического удара. Есть и риск репутационных потерь. Люди, несколько месяцев находящиеся в условиях ЧП, так или иначе будут недовольны, и это — не на пользу государству.
Таким образом, выигрывая битву и подставляя под удар Крым, на самом деле, Россия и Крым больше потеряют. К тому же, удар этот в итоге бьёт по всей РФ. И пока есть возможность найти компромисс, я считаю, его нужно найти.
В конце концов, задача противника в гибридной войне — не победа в битве или в двух, или в десятке. Задача — победа в итоге. И опытные противники знают, что, нанося множество ударов по всем направлениям, они приближают свою победу, независимо от того, выиграли они конкретную битву, или проиграли. Потому что, чем больше сопротивление, тем меньше ресурса и сил для ответа на следующий удар.
Задача в гибридной войне — не победа в битве, а исчерпание ресурсов противника — финансовых, материальных, имиджевых, военных.
Киевская хунта — одна из фигур в шахматной партии. Её задача с самого начала событий на востоке бывшей Украины — нанесение максимального ущерба РФ при фактическом отсуствии войны (при объявлении войны со стороны Киева, РФ получила бы право закрыть вопрос с Украиной прямым путем, а это — пару недель боевых действий, а потом введение окупационного правительства и наведение порядка).
Сейчас же, раз за разом, Украина действует в рамках описанной выше стратегии оттягивания на себя ресурсов. И подрыв ЛЭП — один из таких ходов. Всё это время, не имея объявленной войны со стороны Киева, Москва действует в рамках возможных законных способов, как правило, отвечая на самые язвительные выпады, минимально подставляясь под удар.
Собственно, в этой войне с США, РФ на всех направлениях пытается действовать таким образом. Достигнутые договоренности по Крыму и уступки, сделанные Украине, Путин сопроводил комментарием о том, что контракты по энергопоставкам перестанут заключать после окончательной прокладки энергомоста.
В целом РФ пытается нести минимальные потери на Украинском направлении, достаточно, чтобы продолжали работать те проекты, которые приносят прибыль или не бьют по РФ, по крайней мере, там, где это возможно. Это не лучший вариант поведения, но оптимальный в условиях, когда тебя атакует противник с многократно превосходящими ресурсами.
В этом смысле Украина — лишь разменная монета.
Полагаю, до тех пор, пока РФ плавно отвязывается по всем направлениям от Украины, давая ей тонуть самой, и сводя к минимуму свои потери от ее падения, Россия выигрывает эти гибридные поединки.
В идеале проблему надо перебросить на поле Запада, чтобы поддержание хунты стало его головной болью. Впрочем, это уже и происходит.