Князь Владимир никогда не говорил, что «веселие на Руси питие есть», — историк

_________________

 


Сегодня исполняется 1000 лет со дня смерти князя Владимира Святого. Москвичи на референдуме решают, где установить ему памятник, а президент в честь этой даты дает торжественный прием в Кремле.

Чем же выделяется в отечественной истории этот правитель и почему спустя тысячелетие его решили увековечить в Москве, рассказал писатель и историк Леонид Мясников.

Первый антиглобалист

— Почему вообще мы вздумали отмечать 1000-летие со дня смерти князя?

— В традиции православной церкви всегда было отмечать именно кончину. Потому что рождение не всегда было понятно, а кончина — это всегда итог жизни. Это очень правильно, что мы не пропустили эту дату. Владимир — один из ключевых персонажей нашей истории, уникальное явление.

— Чем же он уникален?

— Все ставят в заслугу князю Владимиру крещение Руси, и это действительно его огромный шаг. Но мало кто понимает, что это при нем полностью оформилась наша государственность, появился свой письменный язык. Все время остается в стороне то, что с принятием христианства Русь приняла и кириллицу. С этого момента начинается отсчет так называемой кириллической цивилизации, и это был прорыв.

За то, что мы с вами пишем кириллицей, мы должны сказать спасибо Владимиру. Ну и никто тогда себе и представить не мог, что она станет в своем роде знаменем борьбы с глобализмом. Потому что глобализм — это в первую очередь латиница.

— Владимира связывают в первую очередь с Киевской Русью. При чем тут Россия?

— Никогда в истории не существовало никакой Киевской Руси. Это выдумки начала XIX века! Государство изначально называлось Русь или Русская земля. Сначала столица была в Старой Ладоге, затем в Новгороде, а потом и в Киеве.

Еще делят страну того времени на Северную и Южную Русь, никогда таких не существовало. Это придумали во времена Карамзина для связки времен.

До сих пор в учебниках пишут, что Олег, захватив Киев, объединил север и юг страны. Не было ничего этого — это была одна страна. Столица менялась, со временем ее во Владимир из Киева перенес Андрей Боголюбский.

Его отец Юрий Долгорукий всю свою жизнь пытался завоевать Киев, потому что там был великокняжеский престол. А Андрей просто взял и перенес столицу. Примерно так же потом сделает и Петр Первый, построив Петербург.

Для всех это был шок в то время, но решение стратегически было очень правильное. Андрей разом и убрал мешавшее ему вече, и убавил права дружины. С этого момента власть стала целиком великокняжеской, но основы ее тоже заложил Владимир.

— Русский этап истории Крыма тоже начался с Владимира?

— Можно сказать, что он включил Крым, или, как тогда его называли, Таврию, в русскую жизнь. Прежде полуостров принадлежал Хазарскому каганату, который разбил отец Владимира Святослав. Но после смерти Святослава большую — материковую часть Крыма захватили печенеги, разбираться с которыми пришлось уже Владимиру.

— Много ли в жизни Владимира непонятного, белых пятен?

— Если уж в жизни правителей, которые жили в XX веке, полно белых пятен, то что говорить о человеке, жившем в X веке. Но я бы не сказал, что эти белые пятна сколько-нибудь существенны. Зато нам, например, известно о нем, что он первым из князей носил бороду. До него все Рюриковичи были варяги и бороду брили…

Пьянства при Владимире не было

— Приписываемая Владимиру фраза «Веселие Руси есть питие» — тоже легенда?

— Это чушь полная, никакого отношения к реальному князю не имеющая. По опровержению этого целые труды написаны.

На Руси во времена Владимира пили очень мало, исключительно пиво. Почему пиво мартовским называется до сих пор? Потому что только в марте разрешалось варить его и потом пить. И разумеется, не было никакой логики, что приняли христианство потому, что оно не осуждало пьянство.

— Что-то новое сейчас или потом мы можем еще узнать про Владимира или уже все имеющиеся источники задействованы и исчерпаны?

— История такая вещь, что никто не может сказать: вот сейчас я знаю истину в последней инстанции. Никаких новых летописей, конечно, уже не найти, но открытия бывают самые неожиданные и невероятные. Откопали же вдруг Кумранские летописи, пролежавшие в пещере со времен Иисуса.

Вряд ли что-то сверхрадикальное откроется, но какие-то детали, уточняющие подробности могут появиться. И это хорошо, пусть ищут, интересуются, чтобы не забывали свою историю и людей, которые сделали что-то для своего Отечества.

Православие выбрали со второй попытки

— История с «выбором вер», когда Владимир призвал представителей четырех крупнейших религий и рассматривал их аргументы, чтобы выбрать наиболее подходящую, — это насколько легенда?

— Скорее всего, легенда. Все летописи создавались намного позднее, и важно в этом моменте для того, кто его описывал, было показать — на Руси имелись разные направления движения, но выбор был сделан именно в пользу православия.

Как это было на самом деле, сложно сказать. Самая правдоподобная из существующих версий: в Киеве все четыре конфессии уже присутствовали и никаких спецпредставителей князь ниоткуда не призывал. Разобрались с вопросом на месте.

Но надо помнить, что и к мировой религии Владимир пришел не сразу, он преодолел большой путь поиска. Первое, что он сделал, став великим князем, — провел религиозную реформу, устранив славянское многобожие и введя культ Перуна. То есть попытался создать подобие княжеской власти и на небесах. По стране стояли Перуны с позолоченными усами.

Но скоро он понял, что это не работает: не может это стать единой религией для всех народов. Ведь уже тогда Русь была, выражаясь нынешним языком, многонациональной страной, состоящей из множества племен. И в каждом населенном пункте был культ своего божества в рамках общего пантеона. Где-то Даждьбог был важнее, а где-то — Мокошь, и главную роль играли волхвы, а государственная власть была парализована.

Смысл легенды о выборе вер в том и состоит, что Владимир обратился к мировым монотеистическим религиям, чтобы этим единобожием и единоначалием все различия в стране стереть.

Он шел по пути своей бабки — княгини Ольги, которая провела административное деление страны, введя так называемые погосты, но видел, что в увеличившихся при нем масштабах Руси что-то пробуксовывает. Не срабатывало как раз отсутствие единства веры, поэтому он и решил крестить подданных.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.6 (всего голосов: 11).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА