Русская поговорка «хочешь кататься, люби и саночки возить» в ближайшее время может стать актуальной для многих граждан незалежной, у которых «украли мечту» на Майдане, а вместе с ней, возможно, «украдут» и кое-какое имущество.
Польский канал Pierwyj сообщает о том, что более 500 поляков готовят иски к западной Украине, чтобы вернуть собственность и земли, которые они потеряли в годы Второй мировой войны.
«Руководитель организации «Restitution Borderlands» сказал, что в общей сложности около 150 тысяч поляков могут предъявить предъявлять претензии к собственности, оставленной за восточной границей. Это люди, которые не получили компенсации, и которые в соответствии с европейским законодательством по-прежнему остаются законными владельцами имущества оценочной стоимостью в 5 миллиардов долларов”, — объяснил Поляков.
Согласно «Википедии» - Реститу́ция (от лат. restitutio — восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ).
То есть, потенциально 150 тысяч поляков имеют юридические основания для того, чтобы вернуть собственность в Украине, которую они утратили в результате присоединения Галичины к СССР в 1939 году.
Известный киевский блогер Михаил Мищишин, комментируя новость на своей страничке в «Фейсбуке» пишет: «После имплементации европейских законов, рассчитываться с бывшими владельцами польских и австрийских домов во Львове, земли, мельниц, магазинов, торговых домов, бирж и заводов в Галичине придется землей со всей Украины. Других ресурсов у страны не осталось. Закон о продаже земли сельхозначения уже принят. Промышленность разрушили, землю придется отдать полякам и евреям в качестве компенсации за утраченную собственность в Украине. А что же останется украинцам?», — восклицает блогер.
По словам Мищишина, к тотальному разграблению Украины иностранцами, причем на законных основаниях реституции, Украину привели ее самые большие патриоты: галичане и днепропетровцы, свергнувшие осторожного в отношении Европы Президента Украины Виктора Януковича и силовым способом ускорившие вступление Украины в ЕС. Особенно не стесняется блогер в эпитетах к известному националисту Ляшко:
«Ну, а знаменитому поборнику украинского села Олегу Ляшко, раздававшему бейсбольные биты на Евромайдане, его традиционные вилы в руках на плакате украинским селянам придется воткнуть ему в сраку».
Канал Pierwyj подчеркивает, что «принятие закона о реституции имущества является обязательным условием для всех стран, которые подписали договор о вступлении в ЕС или Ассоциации с сообществом».
Станция приводит также слова украинского политолога Алексея Jakubina, который заявил, что поляки не случайно сообщают о претензии, о возврате имущества именно сейчас: «В мае, во время саммита Восточного Партнерства в Риге, президент Украины Петр Порошенко намерен просить ЕС об отмене визового режима. Брюссель, в свою очередь, дает понять, что ожидает от Украины внедрения реформ и гармонизации законодательства с европейским. Часть политических элит в Польше, считает, что это хороший момент, чтобы оказать давление на власти в Киеве в вопросе принятия решения о реституции имущества», — сказал Jakubin.
Напомним, что классический пример реституции являла собой Латвия. Здесь вначале возвращали национализированное в своё время имущество, где были не только дома, земельные угодья, религиозные объекты, но и предприятия, причём как мелкие, так и крупные. А уж потом началась приватизация: вначале разобрались с хозяевами всей собственности, а уж потом передали её в конкретные частные руки.
Собственность возвращали как жителям Латвии, так и гражданам других стран. Единственное, на что был наложен запрет, – это железные дороги, здания, отошедшие к госструктурам, земли фермерских хозяйств и культурные объекты. Если предприятие возвращали бывшему хозяину, он не имел права на оборудование, акции, ценные бумаги.
Если со сменой владельцев заводов и фабрик все шло более-менее гладко, то выселение из домов, права на которые заявили старые собственники, для многих обернулось настоящей трагедией. Ярким примером этого может служить судьба известной актрисы Вии Артмане, которая осталась без собственного угла и закончила жизнь на хуторе, в доме без отопления.
Ну, что ж, как говорится еще одной русской поговорке: «за что боролись, на то и напоролись»…
Вячеслав Бочкарёв