«Солдат не жалеть!..»

_________________

 

Зачем американцы спасали рядового Райана.


 


Среди особо живучих мифов о Великой Отечественной войне выделяется тезис об отношении советского командования к своим солдатам, как к пушечному мясу.
Оспаривать эту «аксиому», оказавшись в либеральной тусовке – дело, по определению, бесполезное: обзовут упёртым сталинистом и вывалят кучу «неубиваемых» аргументов. Обязательно вспомнят и якобы соотношение потерь («за одного немца десятерых своих положили», «трупами завалили»), и приписываемую маршалу Жукову фразу «Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают», и пулемёты заградотрядов, и целые дивизии штрафников, и «одну винтовку на троих».
Наиболее продвинутые не забудут помянуть и ружьё времён войны с Наполеоном, найденное на месте боёв 1941 года под Москвой.

Ну, а чтоб окончательно добить, приведут в пример союзников, которые-то, в отличие от наших, своих солдатиков берегли. Вон, американцы даже рядового Райана, братья которого погибли, из пекла боев вынули и матери родной вернули живым и относительно здоровым. Вот, настоящие общечеловеки, не то, что мы…
А ведь всё это мифы. Такие же, как сказки о том, что Гитлера победили американцы.
Начнём с того, что истинное соотношение боевых потерь советских войск и вермахта до сих пор не известно. Если с нашими, в общем-то, ясно (за годы войны Красная армия потеряла 8,62 миллиона солдат и офицеров, из которых 2,5 миллиона умерли в плену или пропали без вести), то с немцами всё не так очевидно. Фигурирующую во многих справочниках цифру 4,2 миллиона погибших на всех фронтах следует считать существенно заниженной. По сути, она отражает заложенную ещё Геббельсом и «статистиками» из ОКХ тенденцию к сокрытию истинных данных о своих потерях. По подсчетам отечественных исследователей, их было более 10 миллионов. Так, историк Игорь Гарибян полагает, что безвозвратные потери вермахта и войск СС составили примерно 15 миллионов. И это без учета потерь многочисленных союзников нацистов.
В свою очередь, часто цитируемые либеральными разоблачителями слова Жукова про «баб», которые «ещё нарожают», являются не более чем историческим анекдотом. По сути, эта фраза представляет вольное переложение традиционной британской формулы «У короля их много». Её веками произносили чванливые лорды адмиралтейства, получив известие о гибели очередного английского корабля вместе с экипажем.
После многократных разоблачений выдумок про заградотряды, пулемётами подгонявшие многотысячные толпы штрафников чуть ли не до Берлина, раскручивание этой темы вызывают скепсис даже у тех, кто ей безоговорочно верил в 1990-е. Тогда общий тираж издаваемой у нас брехни о войне всевозможных Резунов, Солониных и прочих Пивоваровых приближался к показателям «Малой земли», принесшей в начале 1980-х «дорогому Леониду Ильичу» славу самого издаваемого в СССР автора.
А вот, эпизоды с «одной винтовкой на троих» (а то и на десятерых) были, чего греха таить. Как известно, летом 1941-го немецкие механизированные колонны, прорвав нашу оборону, углублялись в тыл на десятки километров. Там они нередко натыкались на строительные части, спешно возводившие новые укрепления. Оружия у них почти не было. Но эти люди всё равно вступали в бой с врагом. И гибли за Родину. Кстати, в 1945-м подобные ситуации имели место уже в Германии. Однако немецкие стройбатовцы, едва завидя наши танки, либо разбегались, либо сдавались в плен. Так что легенды о сражавшихся за фюрера с одним шмайсером на троих, так и не возникли. Повода не было.
Что же касается пресловутого рядового Райана, ставшего стараниями Голливуда символом бережного отношения американского командования к своим солдатам, то здесь все очень непросто. Да, в годы войны в США существовала директива №1315.15, которая предписывала освобождать от военной службы лиц, потерявших близких родственников. В соответствии с ней, были отозваны из действующей армии Элдон Боргстром, Генри Бьютхорн, Фред Ниланд, братья которых погибли.
Но были примеры и другого рода. Пятеро сыновей фермеров из Айовы Тома и Алетты Салливан вместе служили на лёгком крейсере «Джуно». 13 ноября 1942 года во время ночного боя у острова Саво корабль был атакован японской субмариной. Попадание торпеды вызвало детонацию боеприпасов, крейсер переломился пополам и быстро затонул. Трагедия «Джуно» произошла на глазах экипажей других кораблей американской эскадры. Но её командующий решил, что после такого взрыва выживших быть не может. Поэтому он отдал приказ продолжить движение, даже не попытавшись организовать поиски. Позже эти «героические» действия (вернее, бездействия) объясняли угрозой подвергнуться повторной атаке японских подлодок.
Как известно, американцы своих не бросают. И капитан крейсера «Хелена» связался по радио с находившимся поблизости патрульным самолетом, попросив летчиков передать в штаб адмирала Хэлси донесение о случившемся. Авиаторы тоже были людьми осторожными и рассудительными: они не стали нарушать режим радиомолчания, доложив о гибели «Джуно» только по прибытии на базу. Рапорт летчиков, попав в кучу других донесений, провалялся без движения несколько дней. Наконец, он попался на глаза кому-то из штабных клерков. Тот прикинул, сколько прошло времени после гибели крейсера, ужаснулся и помчался к адмиралу.
Посланный на место трагедии гидросамолет обнаружил десятерых изможденных до крайности моряков. Восемь дней они провели в открытом море, цепляясь за обломки и отбиваясь от акул. Из рассказов уцелевших удалось выяснить, что после взрыва из 697 матросов и офицеров экипажа «Джуно» выжили больше ста. Люди барахтались в воде и звали на помощь, глядя, как проходят мимо корабли их эскадры. Для многих уход своих стал страшным ударом, который они не смогли перенести. Серди тех девяноста моряков, которые могли быть спасены, были и двое братьев Салливан. Вот вам и бережное отношение к жизни солдат.
История Салливанов потрясла Америку. Властям пришлось приложить немало усилий, чтобы успокоить общественность и прессу. Только после этого случая американцы стали спасать своих «рядовых Райанов». И, если судить по «нетленке» Спилберга, готовы были это делать, не считаясь ни с какими жертвами.
Тем, кто подзабыл сюжет голливудского блокбастера, напомню, что ради того, чтобы выручить персонажа Мэтта Дэймона, пришлось пожертвовать жизнями шестерых из восьми «спасателей». Но дело явно того стоило – в ноябре 1944-го в Штатах проходили очередные выборы, и эпопея по возвращению матери живого последнего сына должна была укрепить позиции Рузвельта и демократов. Как метко заметил один из блогеров, «Спасение рядового Райана» – это история о том, как политики послали группу солдат на опасное задание ради пары тысячных процентов рейтинга на предстоящих через пять месяцев выборах.
Кстати, свой «рядовой Райан» был и в Советском Союзе. Его звали Павел Ватутин. Его родной брат, освободитель Киева генерал армии Николай Ватутин был смертельно ранен в феврале 1944-го в стычке с кумирами нынешних правителей Украины – бандеровцами. В том же году погибли два других его брата – Афанасий и Семён. Тогда Вера Ефимовна Ватутина обратилась к командованию с просьбой сохранить жизнь последнему из её сыновей. Ей пошли навстречу, и рядовой Павел Ватутин был демобилизован.
А ведь, в отличие от Рузвельта, перед товарищем Сталиным проблема победы на выборах не стояла. Ему, как и всему нашему народу, нужна была совсем другая Победа.

Леонид Маринский

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 19).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА