Информационная война: как это делается на Украине

_________________

Сергей Иванов

 

Политика грубо врывается в жизнь каждого человека, вражда вспыхивает и между старыми друзьями, и внутри семей

Чуть больше года назад в Киеве победил «евромайдан». С тех пор произошло множество значимых событий, и в жизни простых людей, граждан Украины, произошли серьёзные изменения.

Это не могло не отразиться на общественном мнении. Что в наибольшей степени на это мнение повлияло, и каким оно стало сегодня, я постараюсь показать. Сразу оговорюсь, что достоверно мне известно мнение людей, которые живут в юго-восточных, традиционно пророссийских, областях Украины.

Прошедший, нестандартный, «исторический» и переломный год наглядно продемонстрировал, что огромное количество людей на самом деле никаких решений на своём, личном уровне не принимает. Доля таких людей в обществе очень велика, навскидку, процентов 80 минимум, и они буквально и недвусмысленно живут не своим умом.

Главных, весомых факторов, влияющих на общественное мнение два: это «телевизор» (шире - СМИ), и опыт каждого отдельного представителя общества. Хотя опыт у каждого свой, но у подавляющего большинства людей, которые проживают на общей территории, он в основном совпадает, и особенно это касается вопросов политических, о которых у нас и речь. 

Опыт задаёт «систему отсчёта», в рамках которой человек «принимает решения» на текущий момент. Однако есть способы сделать так, что человек теряет личную «систему координат», и ему легко навязать чужую, извне; например, через СМИ. 

Ярчайшим примером на этот счет может служить реакция населения Украины на информационную кампанию по очернению президента РФ.

Если кратко, то суть этой кампании звучит в двух словах: «Путин – сумасшедший». Год назад об этом начали трубить все подконтрольные Киеву СМИ, и до сих пор продолжают с неослабевающим накалом.

У нас, на Юго-востоке, примерно 10% населения поддерживали «евромайдан» с самого его начала. Они подхватывают ложь СМИ, и воспроизводят ее без изменений: «Путин сумасшедший, потому что так сказала Меркель!», «Путин сумасшедший, потому что карлик с комплексами». «Путин сумасшедший, его скоро сместят, арестуют, и будут судить, а Россия развалится!»

Пророссийская часть населения, которая составляет от 40 до 50% от общего числа, традиционно к Путину относится хорошо. Это неудивительно, на фоне карнавальных украинских политиков президент России всегда смотрелся более чем выгодно. 

На телевизионные помои такие люди отвечают: «Нет, не сумасшедший он, вы всё врёте!» Наконец, оставшиеся 40-50% населения, это аполитичные обыватели. Первоначально они реагируют на грязный вброс недоумением. Но поскольку это не единичная акция, а очень продолжительная кампания, то со временем они принимают навязанную ложь, как «собственное» мнение.

Как ни странно, но все три перечисленные реакции на ложь СМИ: реакция «майдановцев», реакция «антимайдановцев», и реакция обывателей, - не осмысленные.

«Как же так?» - спросят меня «антимайдановцы». «Ведь мы не повелись на неправду, значит, нас не получилось одурачить!» Но на самом деле, подачу «информации» изначально планируют с учётом отторжения вброса частью аудитории. Цель обманщиков не в том, чтобы с ними все согласились. Усилия пропагандистов направлены на то, чтобы загнать людей именно в тот «коридор» решений, который выгоден заказчикам «информационной» кампании.

В данном случае, враги России добились того, что граждане Украины буквально вцепились друг другу в глотки из-за… президента Российской Федерации! И никому из одураченных это даже не кажется странным, хотя выглядит нелепо и дико.

В последнее время практически каждый гражданин сделал и сказал нечто такое, чего ни в коем случае не ожидал бы сам от себя всего лишь годом ранее. А ведь все эти люди «взрослые» и «дееспособные». Казалось бы, корень бед им стоило бы искать в первую очередь в своих собственных поступках и решениях. Во вторую, кстати, очередь виноватых следовало бы поискать среде местных и столичных политиков. Однако подобный – разумный - подход никому даже в голову не приходит! Вместо этого, с подачи телевизора, все дружно начали вопить о Путине.

Информационная кампания вокруг фигуры президента России, это всего лишь частность, но в качестве примера она особенно красноречива. Монопольные СМИ (а на Украине они именно такие) могут навязать массовой аудитории практически любое мнение. При этом совершенно не имеет значения, доверяет аудитория этим СМИ или нет. За прошедший год с телеэкрана и из радиоэфира прозвучало огромное количество лжи, от анонимных ли «ведущих», или от лица первых лиц государства. 

Люди, в ответ, к любой информации стали относиться с недоверием, но это их не спасает. Потому что «с доверием» люди относятся к «телевизору» как к таковому. «Надо включить, послушать новости!». Включил. Послушал. Получил «систему координат», в рамках которой будешь биться головой о стены и набивать шишки. Зачастую – до смерти.

В мирные, спокойные и «стабильные» времена это не так заметно. Во-первых, в рутинно-повседневной обстановке про политику мало кто ведёт разговоры вообще. Многие люди сосредоточены исключительно на своих, житейских, интересах. Взаимная грызня политиков и олигархов проходит в «высоких кабинетах», судах, и «на стрелках». Простых смертных это не задевает совершенно.

Во-вторых, каждый из тех, кто разговоры о политике поддерживает, старается выказать собственную самобытность и осведомлённость. В результате практически любой разговор уходит в посторонние детали, и заканчивается ничем. Во времена переломов и гражданских войн всё меняется.

Политика грубо и бесцеремонно врывается в жизнь каждого человека, вражда вспыхивает и между старыми друзьями, и внутри семей. И вот тут-то обнаруживается страшное: люди начинают ссоры не по своей воле, а «повинуясь фантомам», которые ворвались в их жизнь через телеэкран.

Дополнительным обстоятельством, которое приводит мышление в беспорядок, является обесценивание личного опыта. В условиях быстро меняющейся ситуации опыт стабильной жизни, сколь угодно долгой, значит очень и очень мало. 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА