Москва поставила Киев перед выбором: либо тот снабжает Донбасс газом, либо лишается и газа, и Донбасса.
Любопытная коллизия разворачивается в эти дни вокруг поставок российского газа на Украину. Её сюжетные ходы пока не предрешены, финальный исход до сих пор неясен, но уже понятно главное: после подписания Минских соглашений и прекращения активных боевых действий в Донбассе Россия не собирается бросать на произвол судьбы две непризнанные республики и не станет ослаблять удавку на шее издыхающей украинской экономики. В условиях шаткого перемирия главным инструментом давления Москвы на несговорчивый Киев вновь, как и несколько месяцев назад, становится «Газпром».
Сказка про «испорченные» трубы
Новая стадия незатухающего газового конфликта между Россией и Украиной началась 18 февраля, когда украинский «Нафтогаз» неожиданно прекратил все поставки «голубого топлива» на территорию непризнанных республик, сославшись на серьёзные повреждения газопроводов в результате боевых действий. «Нафтогаз» предложил поверить в одномоментную аварию всех ведущих в Донбасс труб, случившуюся через три дня после перемирия, при том что, по сведениям из ЛНР, ведущий в неё газопровод был рукотворно перекрыт подчинёнными турчиновского СНБО.
В ответ на такую дерзость премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что прекращение снабжения Донбасса газом произошло по решению украинского правительства, и призвал «Газпром» срочно наладить гуманитарные поставки через дополнительные трубы, прямиком соединяющие Россию и мятежные регионы.
«Газпром» будто только этого и ждал. В считанные часы он организовал транспортировку 12 млн кубометров газа в сутки в Донбасс через не контролируемые Киевом газоизмерительные станции (ГИС) «Платово» и «Прохоровка». При этом российская монополия заявила — а Медведев подтвердил на совещании Совбеза у президента Путина — что поставки в Донецк и Луганск происходят в рамках текущего контракта с «Нафтогазом» и оплачиваться должны из украинской предоплаты.
Логика Москвы безупречна. Раз уж вы в Киеве считаете Донбасс неотъемлемой частью Украины, то извольте оплачивать весь потребляемый в ДНР и ЛНР газ. Трубы прохудились? Не страшно — «Газпром» заведёт «голубое топливо» по альтернативным маршрутам, вы только платите. Не желаете раскошеливаться на дончан и луганчан? В таком случае, вы де-факто признаёте их экономическую самостоятельность и подталкиваете Донбасс к тому, чтобы все собираемые налоги он оставлял у себя. Выбирайте, где потерять.
«Ответка» Газпрома
Киев явно не ожидал подобной прыти от Москвы и принялся лихорадочно придумывать ответные шаги. Уже к 19 февраля он волшебным образом «отремонтировал» все якобы аварийные трубопроводы, одновременно шизофренически заявив о том, что платить за поставки газа в Донбасс всё же не собирается (зачем тогда трубы чинил?).
В тот же день «Нафтогаз» резко увеличил суточную заявку на объём потребляемого у «Газпрома» газа — на 22 февраля она составила 114 млн кубометров вместо привычных 30 млн кубов. При этом украинская сторона перечислила несколько ГИС, через которые ожидала получить указанные объёмы газа: ни «Платово», ни «Прохоровка» в этот перечень, разумеется, не вошли. Намерение Киева читалось ясно: поскорее выбрать оплаченные объёмы газа за февраль, чтобы Донбассу ничего не досталось.
И тогда последовала «ответка» от «Газпрома». Во-первых, в соответствии с техническим соглашением к контракту 2009 года, он самостоятельно выбрал пункты сдачи своего газа, внеся в них, разумеется, «Платово» и «Прохоровку». А во-вторых, 22 февраля «Газпром» поставил на Украину вместо 114-ти лишь 59 миллионов кубов, из которых 12 млн были направлены прямиком в Донбасс.
«Уполовинивание» украинской заявки «Газпром» объяснил просто. По словам Алексея Миллера, Украина не внесла своевременно аванс за следующие партии газа. При этом на 24 февраля предоплаченного газа оставалось только 219 млн кубометров. С учётом того, что деньги от «Нафтогаза» в «Газпром» идут двое суток, выполнение позавчерашней заявки на 114 млн кубометров привело бы к тому, что уже к сегодняшнему дню поставки российского газа на Украину были бы прекращены. А это создало бы серьезный риск для транзита газа в Европу — со всеми вытекающими последствиями.
На наших глазах «Газпром» провернул изящнейшую схему: де-факто освободив Донбасс от газовой зависимости от Киева, де-юре он продолжает взимать деньги за поставляемый в провозглашённые республики газ с украинской стороны.
Есть ли жизнь после скидки?
Но это ещё не конец истории. Впереди — март и новые авансовые платежи от Украины. В ближайшие дни стоит ожидать настоящего переговорного «рубилова» между «Газпромом» и «Нафтогазом» относительно того, кто и как будет оплачивать газ для Донбасса.
Здесь российская монополия, не желая подпадать под западные санкции за сотрудничество с ДНР/ЛНР, возможно, пойдёт навстречу Киеву и прекратит поставки через не контролируемые им пункты – в обмен на «нафтогазовские» гарантии бесперебойного снабжения Донбасса через «отремонтированные» газопроводы. Вряд ли Киев станет упираться в этом вопросе, ведь на кону — его репутация «надёжного транзитёра»: добирать недополученные объёмы газа он сможет только из «европейской» трубы.
И тогда же, в марте, начнётся новая часть Мерлезонского балета: 31 марта истекает срок «зимней» 100-долларовой скидки на газ для Украины, а про новые послабления для Киева ничего до сих пор не известно. И хотя, из-за привязки стоимости газа к стоимости нефтепродуктов, базовая цена на российский газ, скорее всего, уменьшится, отмена скидки всё равно приведёт к удорожанию «голубого топлива» для украинских потребителей — а с ней и к очередной «перемоге».
Илья Вахлаков