От майданщины к атаманщине

_________________

Украина стремительно теряет остатки государственности

2 февраля начальник Главного управления МВД Украины в Киеве Александр Терещук на пресс-конференции сообщил, что количество преступлений, совершенных в минувшем январе в украинской столице, увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. Выросло количество разбойных нападений, ухудшилась статистика по кражам имущества. Существенно возросло количество случаев незаконного хранения оружия. Если в январе 2014 года было изъято всего 6 незаконных единиц оружия, то сейчас – 50 незарегистрированных «стволов».

Официальная статистика по криминогенной ситуации по всей стране в 2014 году обнародована не была, но украинское издание «Апостроф» опубликовало доклады Генеральной прокуратуры (ГПУ) и МВД, попавшие к журналистам. Хотя данные ведомств отличаются, почти по всем значимым статьям наблюдается почти двукратный рост. Так, по сведениям ГПУ на конец декабря 2014 года в стране зарегистрировали 11279 убийств, покушений на убийство или сообщений об этих деяниях, нуждающихся в проверке. В 2013 году таких случаев было всего 5861. МВД зарегистрировало 6583 таких происшествий против 2630 в прошлом году. Резко возросло количество преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия: 2389 (в том числе 308 убийств) в 2014 и 761 (из них 64 убийства) в 2013 году. Троекратно выросло количество случаев незаконного обращения с оружием, возросло число угонов, похищения людей и захвата заложников.

Специалисты говорят, что рост преступности после евромайдана и в условиях продолжающейся «антитеррористической операции» вполне естественный. Руководство правоохранительных органов оказалось деморализованным, а различные чистки отнюдь не ведут к прозрачности и искоренению коррупции. С улиц города практически исчезли патрули, зато вполне спокойно могут разгуливать молодчики в балаклавах, хотя это запрещено законом. Негативно на криминогенной ситуации сказывается и поток оружия, который поступает в страну из зоны боевых действий. Нельзя не учитывать и общую атмосферу беззакония, когда самые резонансные преступления вроде расстрела «небесной сотни» остаются не расследованными.

Еще один фактор, который ведет к ухудшению ситуации в обществе – тяжелейший экономический кризис, падение доходов и рост безработицы. По данным государственной службы статистики, за последние 9 месяцев 2014 года уровень безработицы на Украине составил 9,3%. Большинство промышленных предприятий находятся на Востоке страны, где идут бои, поэтому если ситуация не изменится, Украине угрожает тотальная деиндустриализация, а с ней - обнищание и люмпенизация населения. О том, чем это грозит Украине, рассказал «СП» социолог, директор компании Research and Branding Group Евгений Копатько.

- В условиях кризиса происходит сокращение производства и исход людей из страны. Одна из ключевых причин деиндустриализации – разрыв экономических связей с Российской Федерацией. Когда началась активная фаза боевых действий в Донбассе, было принято решение о прекращении сотрудничества с Россией, особенно в области военно-промышленного комплекса, из-за чего «зависло» огромное количество заказов. Только по официальным данным в 2014 году объем заказов из России планировался на уровне 17 млрд. долл. Естественно, они не были выполнены.

В то же время, закрываются производства. В конце января официально приостановил свою работу из-за отсутствия ресурсов «Южмаш». Россияне отказались от украинских ракет, как, впрочем, и США, поэтому предприятие оказалось в очень тяжелом положении. Таких высокотехнологичных предприятий в мире не так много, а для Украины это флагман индустрии, завод, на котором в свое время работали до 50 тысяч человек. Сейчас без работы и зарплаты остались 10 тысяч человек, пострадали еще 15 тысяч «смежников». Не факт, что это предприятие восстановит свою работу. Остановка «Южмаша» - серьезный символический маркер. Если на территории, где не ведутся боевые действия, закрываются предприятия, ориентированные на экспорт, это очень плохо.

«Южмаш» - только один пример, закрывается еще ряд заводов, ориентированных на сотрудничество с РФ. Переориентировать поставки продукции на другие рынки невозможно, а в силу военных действий нарушаются и экономические связи внутри страны. Это свидетельствует о том, что может произойти деиндустриализация. Доля промышленного производства в ВВП страны будет сокращаться, экспортные позиции ослабнут. Если ничего не изменится, экспортный потенциал будет невозможно восстановить в ближайшие годы. Свято место пусто не бывает, рынок займут другие страны и корпорации.

Не менее печальные перспективы у металлургической отрасли. Несколько лет назад Украина входила в мировую десятку производителей стали. Сейчас в зоне боевых действий или возле нее оказалось как минимум 6-7 металлургических комбинатов. Если там будет остановлено производство, это приведет к тому, что огромное количество людей окажется на улице. Восток – индустриальный регион. В той же Донецкой области городское население до начала конфликта составляло 91%. Людям очень сложно будет найти работу и переориентироваться.

Третья отрасль, которая вызывает тревогу и в которой сосредоточено огромное количество людей – угольная. Еще в конце лета многие шахты были закрыты. Нарушаются связи уголь-кокс-металл, могут остановиться коксохимические заводы, не говоря уже о том, что многие предприятия находятся в зоне боевых действий, и их повреждение может привести к очень неприятным экологическим последствиям.

«СП»: - Как все это в перспективе скажется на обществе?

- Если растет безработица, сокращается количество людей, которые имеют стабильный доход, то приходится искать другие пути для выживания. Один из них – миграция из страны. По данным российской ФМС, на территории РФ находятся около 2,5 млн. граждан Украины. Это очень высокий показатель. Происходит и внутренняя миграция, особенно из районов, где идет война. Люди переезжают в другие регионы, но работы там особо нет.

В связи с этим мы наблюдаем резкий рост преступности. Я бы даже не стал сравнивать нынешнюю ситуацию с 90-ми годами. Я прекрасно помню, что такое «лихие 90-е» и волна криминала, которая тогда поднялась. Но сейчас ситуация отличается тем, что на руках населения огромное количество оружия, которое поступает из зоны боевых действий. У большого количества людей нет возможности где-то себя применить, поэтому они пытаются заработать деньги всеми возможными путями, в том числе с помощью оружия. Люди приспосабливаются к новым реалиям, ищут более простые схемы получения дохода.

«СП»: - Соответствуют ли действительности данные о двукратном росте преступности в стране?

- Я не владею милицейской статистикой и могу комментировать только социологические тенденции. Люди действительно замечают рост преступности. Согласно социологическим опросам, почти 95% граждан Украины ощутили на себе последствия кризиса. Они видят и чувствуют сокращение доходов, рост безработицы и преступности, начиная от мелких происшествий на бытовом уровне и заканчивая тяжелыми преступлениями. Что касается количественного измерения, для меня маркером является то, что милицейская статистика по количеству преступлений закрывается. МВД ее просто не предоставляет.

«СП»: - Лояльные к власти эксперты утешают, что происходящее - естественно для революционного периода, и вскоре все должно наладиться…

- На самом деле у нас происходит гражданская война, это нужно четко понимать. Честно говоря, я полагал, что общество на генетическом уровне имело прививку от гражданской войны, что историческая память помешает повторению подобных событий. Оказалось, это не так.

Надолго ли этот кризис? Полагаю, что да. Негативные тенденции и процессы в обществе стремительно развиваются. Одни последствия тянут за собой другие, и мы скатываемся все ниже и ниже. Дело не только в преступности. На территории Украины идет реальная война.

Могу сказать, что уже к концу января война пришла в каждый дом. Военные действия идут на Востоке, но эта ситуация касается всех без исключения. Взять хотя бы мобилизацию, которая изменила отношение многих людей к этим событиям. Всех затронули последствия экономического кризиса, который имеет тенденцию к усилению. Каждый день войны отнимает самое дорогое – человеческие жизни, но при этом еще и уничтожается экономика страны. И перспективы пока что очень печальные.

Политолог Алексей Кочетков считает, что те, кто пытается сгладить углы и не замечать негативных тенденций в украинском обществе, либо некомпетентны, либо сознательно вводят в заблуждение.

- Только людям, которые не разбираются в процессах, происходящих в стране, может казаться, что в них нет ничего страшного. Мы видим, что и без того слабое украинское государство, из-за преступных действий путчистов, которые совершили переворот 22 февраля 2014 года, движется к своему полному и окончательному развалу. Государственная система перестает выполнять свои основные функции по защите населения и работе государственных институтов. С этим связана и люмпенизация населения, когда государство не может предложить никакой социальной защиты и путей развития. Оно не может обеспечить даже элементарную защиту органами правопорядка. Многие государственные функции переданы «человеку с ружьем» с улицы, у которого нет ничего кроме ненависти и желания все «взять и поделить».

Мы присутствуем при окончательном распаде государственной системы Украины и атомизации украинского общества. Уже сегодня власть на местах слабо контролируется Киевом. На мой взгляд, запущены необратимые процессы. В Тернополе несколько дней назад начались протесты возле здания администрации, судью засунули в мусорный бак, были попытки захватить прокуратуру. В Киеве «айдаровцы» блокируют Генштаб. Идет разрушение остатков государственной машины.

«СП»: - К чему приведет такая ситуация, к третьему майдану?

- Все закончится тем, что в каждом селе будет свое правительство, свой атаман и своя власть, что, кстати, уже не раз бывало в истории Украины. Это приведет не к построению процветающего европейского государства, а к эскалации насилия, огромной крови и окончательному распаду государственных структур. Никогда не было, чтобы через хаос и беззаконие отстроилось что-то позитивное. Основная задача государства – не превратить жизнь в рай, а сделать так, чтобы она не стала адом. Жизнь на Украине, к сожалению, все больше напоминает ад.

В каждом селе будет свой майдан, как это было в 1918 году на Украине. Целенаправленного, хорошо организованного и поддержанного прессой майдана в Киеве уже не будет. Если, конечно, этого не захотят те же люди, которые спонсировали два предыдущих майдана. Но, думаю, им сейчас это не нужно. Зато стихийные процессы дезинтеграции украинского общества будут проходить повсеместно. Сейчас это Тернополь, завтра - Львов, Луцк, Кременчуг. Политика эскалации конфликта на Юго-Востоке только усугубляет положение и стимулирует людей еще меньше подчиняться власти. Саботаж мобилизации, массовое бегство призывников в соседние страны – звенья этой цепи. И политики и политологи, которые говорят, что ничего страшного в этом нет, или не понимают, что происходит вокруг них, или делают вид, что не понимают, или работают на внешнюю силу, которая заинтересована в том, чтобы эти процессы продолжались.

Мария Безчастная

Фото: ЕРА/ТАСС

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА