Революция Достоинства
События в г. Фергюсон (штат Миссури) показали, что майданообразные беспорядки, они же — Революция Достоинства, не являются сугубо украинским know how. По крайней мере некоторые черты нынешних расовых беспорядков в США, не достигая пока, разумеется, украинских масштабов и тем более украинских последствий, тем не менее что-то рiдное напоминают. Безоглядность протеста против властного произвола, деморализация полиции, теперь предпочитающей не вмешиваться в протестную активность, голоса общественности по всем США, использующие аргумент, так хорошо известный по майдану 2013–2014 годов — «Они же дети!».
Некоторая разница, конечно, в том, что майдан поверг Украину в состояние руины, тогда как расовые беспорядки в Фергюсоне, скорее всего, США до украинской кондиции не руинизируют. Организация фергюсоновского майдана так себе — с Киевом не сравнить, запас же прочности у вашингтонской злочинной влады существенно больше, чем у прежней киевской. Впрочем, все и так это понимают, и подробные разъяснения на тему «почему Обама не Янукович» вполне излишни.
Такое понимание, однако, не препятствует злорадству, причем даже на высоком официальном уровне. МИД РФ и агентство «Синьхуа» (то есть китайский вариант «ТАСС уполномочен заявить») синхронно выступили с заявлениями, обличающими все лицемерие американской демократии. Представитель Смоленской площади А.К. Лукашевич указал: «Столь масштабный взрыв народного негодования и непропорциональная реакция правоохранительных органов вновь подтверждают, что речь идет не об изолированном инциденте, а о системных изъянах американской демократии, так и не сумевшей преодолеть глубокий расовый раскол, дискриминацию и неравенство. Именно чернокожие граждане остаются социально незащищенной частью населения Америки, регулярно подвергаются насилию и преследованиям со стороны правоохранительных органов».
В тон и в лад Москве китайские товарищи отметили: «Расовые распри остаются хроническим заболеванием Америки даже после того, как полвека назад лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг выступил с речью «У меня есть мечта», в которой он выразил стремление бороться за равные права темнокожих людей в этой стране».
В принципе и МИД РФ, и агентство «Синьхуа» правы. Массированные мероприятия по содействию прогрессу цветного населения, начавшиеся в 60-е годы XX века, с одной стороны, действительно привели к существенному прогрессу, свидетельством чему стало появление таких влиятельных цветных политиков, как К. Райс и Б. Обама, с другой стороны, преимущественно подкупательная тактика содействия прогрессу в итоге привела к немалому регрессу цветного населения, привыкшего жить (иногда из поколения в поколение) на государственные подачки и отличающегося крайне низкой социабельностью. Группировки цветной молодежи в местах их компактного проживания — это удовольствие ниже среднего.
Вместе с тем традиции в этой стране таковы, что полиция не отличается сентиментальностью. Сличение числа убитых полицией в США и, допустим, в Германии говорит само за себя (справедливости ради заметим, что и молодежь не теряет времени даром: число убитых полицейских тоже достаточно велико).
Сочетание криминализованной цветной молодежи и несентиментальной полиции с неизбежностью должно приводить — и приводит — к периодическому искрению, порой весьма сильному. Что тут делать, никто толком на знает.
Вообще говоря, это не должно быть поводом для злорадства. У всех свои беды, дай-то Бог с собственными разобраться, а радоваться тому, что у соседа корова сдохла, вроде как и неприлично. В основном-то частные лица (а также внешнеполитические ведомства) особо и не злорадствуют. В соседней с США Мексике тоже хватает внутренних нестроений — как бы и не покруче, чем в США, — ну и много ли злой радости по этому поводу? Случись завтра — не приведи, Господи, конечно, — какие-нибудь безобразные майданы в Италии или Португалии, — что, кто-нибудь будет ликовать?
Есть, однако, один важный нюанс. Если сдохла корова у соседа, который объявил себя всемирным ветеринаром с чрезвычайными самоприсвоенными полномочиями ветеринарного контроля, трудно ожидать, что реакция будет такой же сочувственной, как к падежу скота у соседа как ты да я.
Собственно, китайские товарищи указали на это прямым текстом: «Сам факт, что произошедший более трех месяцев назад в небольшом городке инцидент вызвал продолжительное и широкое общественное возмущение правоохранительной системой, свидетельствует о болезни, глубоко укоренившейся в США, этом самозваном защитнике и судье, когда дело касается прав человека… В США, которые любят указывать на притеснения по национальному признаку в других странах, конфликты на почве расовой ненависти уже давно стали привычной причиной роста напряженности в обществе». Китайские товарищи излагают с большим чувством, видать, у них наболело.
Облачение в сияющие ризы всемирного судии, грядущего судити живым и мертвым, с неизбежностью порождает неудобство, когда подлежащие страшному суду замечают: «Все верно вы говорите, да, а что у вас там в Фергюсоне?». После чего tuba mirum spargens sonum начинает походить скорее на неприличный звук.
С лжемессиями так часто бывает.