Наш ядерный бронепоезд

_________________

 

Боевой Железнодорожный Ракетный
 

Наш ядерный бронепоезд

С появлением межконтинентальных баллистических ракет встал вопрос об обеспечении живучести пусковых установок в случае начала боевых действий. В СССР пусковые комплексы МБР просто прятали. Благо в России с ее бескрайними просторами есть где что спрятать. Но даже в самом глухом таежном углу пусковую шахту накрывали мощнейшим броневым колпаком. Разведчики, предатели-перебежчики, спутники-шпионы – никто не сомневался, что местонахождение секретного объекта однажды перестанет быть для врага тайной.

Вот тогда и возникла идея: поставить ракетные комплексы на ж/д платформы, замаскировать их под гражданские, и пустить в бесконечное движение по железнодорожным магистралям СССР. Пусть американцы их ищут! Так возник БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс, наш ядерный бронепоезд.

Идея была не нова. Еще гитлеровцы пытались поставить свои ФАУ-2 на ж/д платформы. Думали об этом в середине 50-х Янгель и Королев. Но реализация проекта тогда оказалась технически невозможна. В конце 60-х после размещения «Першингов» в Западной Европе военные вернулись к этой идее. В январе 1969 решение было принято, и был подписан приказ «О создании БЖРК».

Миссия невыполнима?

Поставленная задача была архисложной. Прежде всего, существующая ракета по габаритам не укладывалась в стандартный вагон. При старте ракета выжигает все, находящееся под ней - как избежать уничтожения пусковой установки и гибели людей? Ни одна платформа не устоит на колесах во время пуска ракеты, сойдет с рельс. В момент стрельбы необходимо знать не только точные координаты цели, но и точки старта ракеты. Как точно определить местонахождение только что остановившегося БЖРК?

 

На чем перевозить комплекс? Обычный вагон выдерживает нагрузку 25т. на ось, а только ракета весит более 100т, плюс пусковая установка, плюс вес самого вагона. И еще целая куча технических головоломок. При этом комплекс не должен отличаться от обычных вагонов, даже антенна радиостанции не должна выходить наружу. И не забудьте обеспечить точность попадания в цель – плюс-минус 500м.

Американцы тоже пытались создать БЖРК, но, столкнувшись с таким количеством технических проблем, сочли идею технически нереализуемой и отказались от нее.

Миссия выполнима

У нас тоже не все было гладко. Достаточно сказать, что с момента принятия решения о создании до воплощения ее в жизнь прошло 18 лет. Для комплекса был спроектирован вагон, внешне неотличимый от обычного рефрижератора и тягач, замаскированный под обычный тепловоз. Специально созданная ракета («Скальпель») в момент старта поднималась в воздух, с помощью порохового заряда отклонялась, и лишь затем включался маршевый двигатель. (Так решили проблему сохранения пусковой установки и обслуживающего расчета.)

В состав БЖРК входили: три вагона-пусковых установки, цистерна с запасом ГСМ, три тепловоза и 7 вагонов жизнеобеспечения комплекса (командный пункт, пункт питания, комнаты отдыха). Предполагалась полная автономность в течение 28 дней. Три вагона имитировали пассажирские, остальные – рефрижераторы. В 1987 году ракетный комплекс РТ-23 «Молодец», результат работы 30 ведомств и почти 130 предприятий встал на боевое дежурство.

 

«Поезд номер ноль»

К середине 1988 года были развернуты 5 полков. Ничем внешне не отличающиеся от обычных составов, РТ-23, развивая скорость до 120 км/ч, мчались по ж/д страны, проезжая в день до 1.000 км. В МПС СССР спецсостав именовался как «поезд номер ноль». Он нигде не останавливался, светофор для него всегда был только зеленый. Выпадение из графика рассматривалось как ЧП, остановка – как воинское преступление.

Американцы неоднократно пытались отследить «неуловимый поезд», но, даже найдя его, тут же теряли среди десятков таких же составов. К 1991 году уже существовали 12 комплексов (36 пусковых установок), сведенные в 3 ракетных дивизии. В процессе учебных стрельб ракета, стартовавшая в Костромской области, успешно поразила цель на Камчатке.

 

Уничтожение

У американцев «Молодец» вызывал больший ужас, чем «Сатана». По всем выкладкам в случае войны уничтожить более 10% БЖРК не получалось никак. Неудивительно, что на снятие РТ-23 с боевого дежурства они направили немалые усилия.

В 1991 году душка Горби ввел ограничения на перемещения БЖРК, а в 1993 году борец за демократию Ельцин подписал СНВ-2, предусматривавший снятие с вооружения и уничтожение РТ-23. В Брянске даже смонтировали отдельную линию для «разделки» «Молодца».

Состоится ли воскрешение?

Сегодня 2 демилитаризованных комплекса находятся в музее железнодорожной техники в С-Петербурге и в техническом музее в Тольятти. А вот где находятся остальные – это вопрос. Все ли их порезали или что-то осталось? Ходят неясные слухи о грядущем воскрешении БЖРК, но задавать вопросы командующему РВСН, сами понимаете, бесполезно.

 

Автор: Klim Podkova

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (31 голос).

Категории:

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА