Ай, Польша, знать, она сильна...

_______________

Александр Романов

Глава МИД Польши Радослав Сикорский © РИА Новости, Алексей Даничев
 

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский пригрозил России военным могуществом НАТО

Принято думать, что на Украине идет противостояние между Россией и США. Но есть там еще одна сторона, имеющая четко прослеживающиеся интересы - Польша. Она не заявляет о них во всеуслышание, однако же присутствие ее вполне ощутимо. Польские политики поддерживали зимой майдан, волонтеры из Польши варили стояльцам на морозе похлебку, польский министр иностранных дел Радослав Сикорский участвовал в провалившемся соглашении между Януковичем и лидерами демонстрантов.

Сегодня тот же Сикорский грозит России военным могуществом НАТО. Комментируя в интервью украинскому изданию «Зеркало недели» отношения России с Западом, он заявил, что «если Россия выберет путь конфронтации с нами, то она, как и в прошлый раз проиграет. Потому что силы ЕС и РФ относятся как 8:1, а НАТО - РФ 16:1».

Под «прошлым разом» г-н министр, очевидно, понимал развал СССР. Конечно, тут с ним можно было бы поспорить, возразив, что СССР пал вовсе не от небывалого могущества Запада, а от вредоносной деятельности одного собственного политического персонажа, но дело сейчас не в этом.

«Да, мы хотели бы видеть РФ союзником Запада, а не его противником, - подчеркнул Сикорский. - Но Россия - большая страна, и она сама лучше знает, где лежат ее интересы. Хотя Збигнев Бжезинский и сказал, что Россия может быть либо союзником Запада, либо вассалом Китая».

О, да! Збигнев Бжезинский - он как скрижаль от Господа. Сказанное им однажды сомнению не подлежит никогда, и его слова достойны занесения в наскальные надписи в назидание народам древности. Перефразируя известное стихотворение, можно было бы сказать: «И Збигнев видит далеко - на много лет вперед». Видимо, для польских политиков он является чем-то вроде непререкаемого оракула.

А сегодня, 10 июня, в Петербурге состоялась встреча, в ходе которой министр иностранных дел России Сергей Лавров пообщался с главами германского и польского внешнеполитических ведомств Франком-Вальтером Штайнмайером и тем же Радославом Сикорским.

Разговор коснулся «перспективы взаимодействия наших стран в трехстороннем формате на различных международных площадках с целью формирования общего позитивного политического климата на пространстве Евро-Атлантики, применительно к отношениям Россия-ЕС и Россия-НАТО», - сообщили в Департаменте информации и печати МИД России.

Разумеется, главное внимание было уделено Украине. Накануне встречи дипломаты обещали искать общие рычаги для «урегулирования внутриполитического острого кризиса» в этой стране, прекращения кровопролития и запуска реального механизма «инклюзивного политдиалога».

Но, если Сикорский транслирует в интервью не свою личную позицию, а мнение ЕС, то общие точки соприкосновения вряд ли удастся найти, считают политологи. Один из них, известный военный эксперт Виктор Мясников говорит, что Сикорский, несомненно, угрожает России, хотя это довольно странно, учитывая его статус дипломата.

С другой стороны, продолжает Мясников, заявление Сикорского адресовано не столько России, сколько западным обывателям, имея целью их успокоить. Те почему-то решили, что после Крыма Россия может посягнуть на любую западную территорию и поглотить ее. «Не бойтесь, мы сильны! - как бы говорит им Сикорский. - Да что там, мы многократно сильнее!»


Но даже если это и так, то вооруженные силы России на данный момент гораздо мобильнее. «Недавно НАТО провело незапланированную сессию. Главная тема – как же Россия в короткий период времени смогла провести целую серию стремительных учений на своей западной границе? При этом руководство альянса даже не знало об этих учениях. На Запад наши учения произвели просто шоковое впечатление. Неожиданно, словно из ниоткуда, появились вдруг серьезные воинские соединения с военной техникой, вполне боеготовые. И заняли определенные позиции. Затем провели маневры и быстро были отведены на свои места. Это произвело очень сильное впечатление, потому что их армии на такое не способны в данный момент», - цитирует Мясникова «Свободная пресса».

И тут Запад всерьез озаботился собственной безопасностью. Все последние годы страны НАТО, особенно в Восточной Европе, сокращали военные расходы, чему в немалой степени способствовал финансовый кризис. Защиту от предполагаемой российской военной угрозы переложили на США. Все равно у них военный бюджет равен военным бюджетам всех остальных стран мира – так пусть, мол, и за европейскую безопасность отвечают. Тем более что американцы сами взвалили на себя ответственность за безопасность мира (в собственном, естественно, понимании таковой).

США долго увещевали их этого не делать - не помогло. Тогда они и сами взялись за сокращение военных расходов. При бюджетном дефиците в $15 трлн., у них просто нет другого выхода.

А это, в свою очередь, вызвало тревогу у их союзников. И Япония, и Европа выразили беспокойство. В ответ США повторили прежний совет - пусть повысят расходы на оборону, а Америка пришлет немного солдат, но не навсегда, а только до стабилизации ситуации, которая ожидается к концу года.

Показательна и сумма, которую Обама запросил у Конгресса на усиление безопасности в Восточной Европе - миллиард долларов. «Сумма небольшая. Эти деньги можно израсходовать очень быстро, почти ничего не достигнув, кроме внешних эффектов. Скажем, расширение бывшего аэродрома Варшавского договора под стандарты США – это 200-250 млн. долларов. Даже больше, потому что на такие деньги они делали расширение аэродромов в Узбекистане и Таджикистане в 2001-2002 гг. А в Европе это им встанет гораздо дороже - процентов на пятьдесят, минимум», - оценивает Мясников.

Он рекомендует Сикорскому вести себя дипломатичнее с Россией, потому что она уже совсем не та, что была 10 лет назад и, тем более, при Ельцине: «Сегодня у нас страна достаточно сильная, чтобы отстаивать свои интересы. История с Крымом, когда мы пошли поперек всему миру и вернули его, это вам конкретное доказательство».

Россия и Польша - давние геополитические соперники, говорит главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН Лариса Лыкошина, и это придает речам польского министра избыток воинственность.

«На протяжении веков между нашими странами идет соперничество за земли, которые входили когда-то в состав первой Речи Посполитой. Назывались они «Восточными Кресами». В частности, к этим землям относится и Украина».

«Для поляков очень важно, чтобы Украина избрала западный вектор развития. Потому что в таком случае Россия ослабнет, и Украина окажется под активным влиянием западной цивилизации. И отчасти - в сфере влияния Польши», - заключает Лыкошина.

Польша выступает одним из главных сторонников усиления давления на Россию в контексте украинского кризиса, напоминает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский.

«С точки зрения польского политического истеблишмента, положение Польши в мире, внутри Европы во многом определяется ее влиянием на общеевропейскую, общезападную политику России и Украины, - говорит он. - На Украине, я бы сказал, Польша уже традиционно сильнее, чем Россия. Более целенаправленную и более дорогостоящую политику ведет. И, в общем-то, Россия здесь раз за разом проигрывает. Поляки научились лучше играть на украинских противоречиях. У них гораздо больше специалистов, которые занимаются исключительно Украиной. Польша осуществляет во многом координацию целого ряда украинских общественных организаций. А также направляет и экспертно обеспечивает европейскую и американскую политику в отношении Украины».

Ради усиления своей позиции Польша на время забыла о Волынской резне в годы Второй мировой войны. Это преступление намного более значимое, чем спорная Катынь, но о Катыни и зверства НКВД - на каждом углу, в о Волынской резне и зверствах бандеровцев - ни слова.

Противоречия России и Польши применительно к Украине будут существовать всегда, считает Неменский. Они могут уменьшиться, если Украина распадется. Это обеспечит возможность для геополитического раздела западной и восточной частей между Россией и Польшей.

Но противоречия все равно останутся, поскольку Польшу не устраивает существование многонациональной России. Польские политики декларируют цель «разрушить конструкцию геополитического пространства и освободить порабощенные народы России» (не русские по крови). И здесь ее цели совпадают с целями ЕС, и с США.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 10).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА